Приказ Минюста России от 28.02.2020 № 27 "Об утверждении учетной политики центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета"
наверх
Министерство юстиции Российской Федерации

Приказ Минюста России от 28.02.2020 № 27 "Об утверждении учетной политики центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета"

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 28 февраля 2020 г. № 27

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА

МИНЮСТА РОССИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Список изменяющих документов

(с изм., внесенными Приказом Минюста России от 28.10.2020 № 251)

 

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2019, № 30, ст. 4149) приказываю:

 

Приказом Минюста России от 28.10.2020 N 251 в учетную политику центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета были внесены изменения.

1. Утвердить прилагаемую учетную политику центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета (не приводится).

2. Признать утратившими силу приказы Минюста России:

от 15.09.2016 № 207 «Об утверждении учетной политики центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета»;

от 10.10.2018 № 209 «О внесении изменений в учетную политику центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета, утвержденную приказом Минюста России от 15.09.2016 N 207».

 

Министр

К.А.ЧУЙЧЕНКО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом Министерства юстиции Российской Федерации

от _________________ №___

 

 

Учетная политика центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета

 

I. Общие положения

 

Учетная политика центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета (далее – учетная политика)  разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2019,
№ 30, ст. 4149);

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010
№ 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений
и Инструкции по его применению» (зарегистрирован Минюстом России  30.12.2010,  регистрационный № 19452) (далее – Инструкция № 157н) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 12.10.2012 № 134н (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2012, регистрационный № 26060), от 29.08.2014 № 89н (зарегистрирован Минюстом России  20.10.2014, регистрационный №  34361),
от 06.08.2015 № 124н (зарегистрирован Минюстом России  27.08.2015, регистрационный № 38719), от 01.03.2016 № 16н (зарегистрирован Минюстом России 25.03.2016, регистрационный № 41570), от 16.11.2016 № 209н  (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2016, регистрационный № 44741),
от 27.09.2017 № 148н (зарегистрирован Минюстом России 17.10.2017, регистрационный № 48573), от 31.03.2018 № 64н (зарегистрирован Минюстом России 26.04.2018, регистрационный № 50910), от 28.12.2018 № 298н (зарегистрирован Минюстом России  29.01.2019, регистрационный № 53597);

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010
№ 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции                 по его применению» (зарегистрирован Минюстом России 27.01.2011, регистрационный № 19593) (далее –  Инструкция № 162н) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 24.12.2012 № 174н (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2013, регистрационный № 27282), от 17.08.2015 № 127н (зарегистрирован Минюстом России  04.09.2015, регистрационный № 38808),
от 30.11.2015 № 184н (зарегистрирован Минюстом России 14.01.2016, регистрационный № 40589), от 16.11.2016 № 209н (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2016, регистрационный № 44741), от 31.10.2017 № 172н (зарегистрирован Минюстом России  24.11.2017, регистрационный № 48998),
от 31.03.2018 № 65н (зарегистрирован Минюстом России 26.04.2018, регистрационный № 50911), от 28.12.2018 № 297н (зарегистрирован Минюстом России  29.01.2019, регистрационный № 53598);

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018
№ 132н  «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (зарегистрирован Минюстом России 27.08.2018,  регистрационный № 52011) (далее – Приказ № 132н) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 30.11.2018 № 245н (зарегистрирован Минюстом России  27.12.2018, регистрационный № 53202),
от 06.03.2019 № 36н (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2019, регистрационный № 54248), от 22.05.2019 № 76н (зарегистрирован Минюстом России 24.06.2019, регистрационный № 55012), от 25.06.2019 № 103н (зарегистрирован Минюстом России 23.07.2019, регистрационный №  55344),
от 04.09.2019 № 143н (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2019, регистрационный № 56073), от 25.11.2019 № 197н (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2019 № 56998), от 30.12.2019 № 258н (зарегистрирован Минюстом России 05.02.2020 № 57435);

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017
№ 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (зарегистрирован Минюстом России 12.02.2018, регистрационный № 50003) (далее – Приказ № 209н) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 30.11.2018 № 246н (зарегистрирован Минюстом России  26.12.2018, регистрационный № 53186), от 13.05.2019 № 69н (зарегистрирован Минюстом России  24.07.2019, регистрационный №  55372);

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019
№ 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2019 № 55171) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 17.09.2019 № 148н (зарегистрирован Минюстом России 15.10.2019 № 56231), от 29.11.2019 № 206н (зарегистрирован Минюстом России 31.01.2020 № 57388);

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован Минюстом России  02.06.2015, регистрационный № 37519) (далее – приказ № 52н) с изменениями, внесенными приказами Минфина России
от 16.11.2016 № 209н (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2016, регистрационный № 44741), от 17.11.2017 № 194н (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2017, регистрационный № 49282);

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010
№ 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России  03.02.2011, регистрационный № 19693) (далее – приказ № 191н) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 29.12.2011 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 16.02.2012, регистрационный № 23229), от 26.10.2012 № 138н (зарегистрирован Минюстом России 21.12.2012, регистрационный № 26253),
от 19.12.2014 № 157н (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2015, регистрационный № 35856), от 26.08.2015 № 135н (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2015, регистрационный № 38821), от 31.12.2015 № 229н (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2016, регистрационный № 41312),
от 16.11.2016 № 209н (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2016, регистрационный № 44741), от 02.11.2017 № 176н (зарегистрирован Минюстом России 05.12.2017, регистрационный № 49101), от 07.03.2018 № 43н (зарегистрирован Минюстом России 30.03.2018, регистрационный № 50573),
от 30.11.2018 № 244н (зарегистрирован Минюстом России 27.12.2018, регистрационный № 53200), от 28.02.2019 № 31н (зарегистрирован Минюстом России 11.04.2019, регистрационный № 54342), от 16.05.2019 № 72н (зарегистрирован Минюстом России 11.06.2019, регистрационный № 54911),
от 20.08.2019 № 131н (зарегистрирован Минюстом России 08.10.2019 № 56184);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета
и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н  (зарегистрирован Минюстом России 27.04.2017, регистрационный № 46517)
(далее – федеральный стандарт № 256н «Концептуальные основы бухучета
и отчетности») с изменениями, внесенным приказам Минфина России
от 10.06.2019 № 94н (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2019, регистрационный № 55140);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н  (зарегистрирован Минюстом России 27.04.2017, регистрационный № 46518)
(далее – федеральный стандарт № 257н «Основные средства»);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 258н (зарегистрирован Минюстом России 04.05.2017, регистрационный № 46606);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 259н  (зарегистрирован Минюстом России 27.04.2017, регистрационный № 46520);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 260н  (зарегистрирован Минюстом России 27.04.2017, регистрационный № 46519) (далее – федеральный стандарт № 260н «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 10.06.2019 № 93н (зарегистрирован Минюстом России  04.07.2019, регистрационный № 55130), от 13.12.2019 № 231н (зарегистрирован Минюстом России 27.01.2020 № 57276);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 30.12.2017 № 274н  (зарегистрирован Минюстом России 18.05.2018, регистрационный № 51123), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 19.12.2019 № 243н (зарегистрирован Минюстом России  04.02.2020, регистрационный № 57414);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 № 275н  (зарегистрирован Минюстом России  18.05.2018, регистрационный № 51124)
(далее – федеральный стандарт № 275н «События после отчетной даты»), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 19.12.2019 № 240н (зарегистрирован Минюстом России  31.01.2020, регистрационный № 57384);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 № 278н  (зарегистрирован Минюстом России  26.03.2018, регистрационный № 50501), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 13.12.2019 № 230н (зарегистрирован Минюстом России  28.01.2020, регистрационный № 57887);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 № 32н (зарегистрирован Минюстом России 18.05.2018, регистрационный № 51122), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 16.12.2019 № 236н (зарегистрирован Минюстом России  29.01.2020, регистрационный № 57307);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 30.05.2018 № 122н (зарегистрирован Минюстом России 30.05.2018, регистрационный № 51487), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 10.12.2019 № 221н (зарегистрирован Минюстом России 17.01.2020, регистрационный № 57194);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2018 № 124н (зарегистрирован Минюстом России 29.06.2018, регистрационный № 51491), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 19.12.2019 № 242н (зарегистрирован Минюстом России  31.01.2020, регистрационный № 57370);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2018 № 34н (зарегистрирован Минюстом России 22.05.2018, регистрационный № 51145), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 10.12.2019 № 218н (зарегистрирован Минюстом России  16.01.2020, регистрационный № 57175);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2018 № 37н (зарегистрирован Минюстом России 23.05.2018, регистрационный № 51158), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 25.12.2019 № 251н (зарегистрирован Минюстом России  05.02.2020, регистрационный № 57434);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2018 № 146н (зарегистрирован Минюстом России 24.07.2018, регистрационный № 51673), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 10.12.2019 № 217н (зарегистрирован Минюстом России  16.01.2020, регистрационный № 57179);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2018 № 145н (зарегистрирован Минюстом России 13.09.2018, регистрационный № 52147), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 16.12.2019 № 235н (зарегистрирован Минюстом России  29.01.2020, регистрационный № 57312);

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.12.2018 № 256н (зарегистрирован Минюстом России 11.01.2019, регистрационный № 53306) (далее – федеральный стандарт
№ 276н «Запасы»), с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 19.12.2019 № 241н (зарегистрирован Минюстом России  04.02.2020, регистрационный № 57425).

Учетная политика устанавливает способы ведения бюджетного учета
в Минюсте России.
Учетная политика разработана с учетом структуры Минюста России
и его территориальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджетный учет ведет структурное подразделение Минюста России – отдел бухгалтерского учета и методологии Департамента управления делами.
Минюст России публикует основные положения учетной политики
на своем официальном сайте http://minjust.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» путем размещения копий документов учетной политики.
Бюджетный учет в Минюсте России ведется в электронном виде
с применением программного продукта.

1.7. С использованием телекоммуникационных каналов связи
и квалифицированной электронной подписи ведется электронный документооборот по следующим направлениям:

- система удаленного финансового документооборота – с Федеральным казначейством;

- контур-экстерн – передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в Инспекцию Федеральной налоговой службы, передача отчетности в отделение Пенсионного фонда, отделение Росстата.

1.8. Перечень лиц, имеющих право первой и второй подписи, утверждается отдельным приказом Минюста России.

II. Рабочий план счетов

 

Бюджетный учет ведется с использованием рабочего плана счетов, разработанного в соответствии с Инструкцией № 157н, Инструкцией № 162н.
Рабочий план счетов приведен в приложении № 1 к учетной политике.
Рабочий план счетов формируется из синтетических кодов счетов
и аналитических кодов синтетических счетов в соответствии с Инструкцией № 157н в разрезе аналитических кодов по бюджетной классификации в соответствии
с Инструкцией № 162н,  Приказом № 132н и Приказом № 209н.
При ведении бюджетного учета применяется перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета, установленный Инструкцией № 162н.
Для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бюджетной отчетности, вводятся дополнительные аналитические коды вида синтетического учета:

приставка «В» («вал») к счетам, на которых отражаются факты хозяйственной жизни зарубежного аппарата Минюста России (далее – Зарубежный аппарат);

приставка по виду валюты («Д» – доллар, «Е» – евро, «Н» – норвежская крона, «Ф» – английский фунт стерлингов, «Ш» – швейцарский франк,
«Шк» – шведская крона, «Я» – японская йена) к счетам 201.34 и 208.00;

приставка «С» – к счетам, на которых отражаются факты хозяйственной жизни, содержащие сведения, составляющие государственной тайну.

 

Правила документооборота и технология обработки учетной информации

 

3.1. Основанием для отражения в бюджетном учете информации об активах
и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, определяется отдельным правовым актом Минюста России.

При оформлении фактов хозяйственной жизни (сделки, события, операции, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств) Минюст России использует унифицированные формы первичных учетных документов
и регистров бухгалтерского учета, содержащиеся в приложении № 3 к приказу
№ 52н. При необходимости формы регистров, которые не унифицированы, разрабатываются самостоятельно.
Поступившие в отдел бухгалтерского учета и методологии первичные учетные документы подвергаются обязательной проверке по форме (полнота
и правильность оформления первичных учетных документов, заполнение реквизитов) и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

Принятие к бюджетному учету документов, оформляющих операции
с наличными и безналичными денежными средствами, содержащими исправления, не допускается.

Иные первичные (сводные) документы, содержащие исправления, принимаются к бюджетному учету в случае, когда исправления внесены
по согласованию с лицами, составившими и (или) подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

При составлении первичного учетного документа в электронном виде изготавливается такой же документ и на бумажном носителе.
Порядок и сроки передачи первичных учетных документов
для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются Графиком документооборота в  соответствии с приложением № 2 к учетной политике.
Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются
по соответствующим счетам бюджетного учета накопительным способом
с отражением в регистрах бюджетного учета.

Перечень применяемых регистров бухгалтерского учета, а также сроки
их формирования на бумажных носителях приведены в приложении № 3
к учетной политике.

В регистре бюджетного учета не допускаются исправления,
не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бюджетного учета должно содержать дату исправления,
а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием
их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 Исправление ошибок, выявленных в регистрах бюджетного учета
и отчетности, производится в порядке, установленном Инструкцией № 157н.

3.8. Формирование регистров бюджетного учета по операциям, отражающим факты хозяйственной жизни Зарубежного аппарата,  осуществляется обособленно.

Формирование регистров бюджетного учета со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется обособленно и с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

К учету принимаются первичные учетные документы, составленные
на русском языке.

При поступлении первичных учетных документов на иностранном языке построчный перевод таких документов на русский язык осуществляется владеющими иностранным языком работниками Минюста России, определенными отдельным приказом Минюста России, или самостоятельно лицом, предоставившим данный документ.

Построчный перевод полученных первичных учетных документов Зарубежного аппарата Минюста России (далее – Зарубежный аппарат) осуществляется его работниками. Верность перевода документов Зарубежного аппарата на русский язык должна быть заверена руководителем Зарубежного аппарата (представителем Минюста России).

При переводе допускается сохранить некоторые слова на иностранном языке, если они являются зарегистрированным товарным знаком или их значение
для подтверждения расходов не существенно.

 Переводы составляются на отдельном документе, заверяются подписью работника, составившего перевод, и прикладываются к первичным документам.

 Бюджетный учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни ведется в рублях и копейках.

Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации соответствующих иностранных валют по отношению к рублю, при отсутствии официального курса – по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

 Ошибки, допущенные в предыдущие годы, отражаются на счетах бухгалтерского учета, применяемых для исправления ошибок прошлых лет
и приведенных в  приложении № 4 к учетной политике.

Исправительные операции отражаются в отдельном регистре – Журнале
по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет».

 В случае необходимости формирования копий документов бумажные копии электронных документов заверяются лицами, имеющими право первой
или второй подписи.
 Первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, бюджетная отчетность, документы учетной политики, другие документы, связанные                               с организацией и ведением бюджетного учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, хранятся в течение сроков, устанавливаемых
в соответствии с правилами организации государственного архивного дела,
но не менее пяти лет.

Исчисление сроков хранения бухгалтерских документов производится                             с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства.

 

Особенности учета операций и методы оценки отдельных видов имущества и обязательств

 

4.1. Учет нефинансовых активов осуществляется в соответствии
с Инструкцией № 157н, Инструкцией № 162н.

4.1.1. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту основного средства присваивается уникальный инвентарный порядковый номер в соответствии со структурой кодовых обозначений, присваиваемых инвентарным номерам объектов основных средств и приведенных
 в приложении № 5 к учетной политике.

Решения по поступлению и выбытию активов  Минюста России принимаются постоянно действующей комиссией (далее – Комиссия), утвержденной приказом Минюста России.

Рекомендуемые образцы решений комиссии по поступлению и выбытию активов Минюста России приведены в приложениях № 6 и № 7 к учетной политике.

Стоимость расходов, связанных с приобретением объектов основных средств, распределяется пропорционально стоимости видов объектов основных средств.

Объединение нескольких основных средств в один инвентарный объект (комплекс объектов основных средств) возможно при условии, если срок полезного использования всех основных средств одинаков и их стоимость не является существенной.

Не считается существенной стоимость до 20 000 руб. за один имущественный объект.

Решение об объединении основных средств принимает Комиссия                       согласно приложению № 8 к учетной политике.

В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, объединяются следующие объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и ожидаемого использования:

компьютерное и периферийное оборудование – системные блоки, мониторы, компьютерные мыши, клавиатуры, колонки, акустические системы, микрофоны, веб-камеры, устройства захвата видео, внешние ТВ-тюнеры, внешние накопители
на жестких дисках.

Отдельными инвентарными объектами признаются локальная вычислительная сеть, многофункциональные устройства, принтеры, приборы пожарной сигнализации.

Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров
на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием
их эксплуатации, а также при проведении ремонтов не включаются в объем произведенных капитальных вложений, пункт 28 Федерального стандарта № 257н «Основные средства» не применяется.

В целях определения справедливой стоимости для объектов, полученных безвозмездно, выявленных при инвентаризации, полученных при разборе, утилизации, ликвидации, применяется метод рыночных цен.

Вне зависимости от стоимости подлежат учету на балансовых счетах объекты особо ценного хранения (оружие, специальные средства
и оборудование).

По объектам нефинансовых активов применяется линейный способ начисления амортизации.

При переоценке объекта основных средств (в том числе объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора) сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается способом пересчета накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы
его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость
на дату проведения переоценки.

4.1.2. Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту нематериального актива присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета.
Структура кодового обозначения присваиваемого инвентарного номера объекту нематериального актива приведена в приложении № 9 к учетной политике.

Стоимость иных расходов, связанных с приобретением нематериальных активов, распределяется пропорционально стоимости приобретаемых нематериальных активов.

По объектам нематериальных активов амортизация начисляется последним днем текущего месяца в соответствии с рассчитанными нормами амортизации.

4.1.3. Единицей бухгалтерского учета непроизведенного актива является инвентарный объект.

В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенного актива присваивается уникальный инвентарный порядковый номер в соответствии со структурой кодовых обозначений присваиваемого инвентарного номера объекту непроизведенного актива согласно приложению № 10 к учетной политике.

К непроизведенным активам относятся земельные участки, закрепленные
за Минюстом России на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе, расположенные под объектами недвижимости).

Земельные участки учитываются на аналитическом счете учета 1 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком,
по их кадастровой стоимости.

4.1.4. Единицей бухгалтерского учета материальных запасов является  номенклатурная (реестровая) единица.

 В составе материальных запасов учитываются материальные ценности, используемые в деятельности Минюста России в течение периода,
не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

В случае если материальные запасы используются в деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, они принимаются к бюджетному учету на срок их полезного использования, определенный Комиссией.

Независимо от периода использования к материальным запасам относятся дискеты, CD-диски, флэш-накопители, карты памяти и иные носители информации. Оценка первоначальной стоимости материальных запасов осуществляется
с учетом особенностей, установленных пунктами 14 – 18 Федерального стандарта
№ 256н «Запасы».

Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по средней фактической стоимости и оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Выдача в эксплуатацию канцелярских принадлежностей, картриджей
и хозяйственных материалов оформляется ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), которая является основанием
для списания материальных запасов.

Нормы расхода горюче-смазочных материалов транспортных средств
(далее – ГСМ) устанавливаются приказом Минюста России в соответствии
с методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

Ежегодно приказом Минюста России утверждаются период применения зимней надбавки к нормам расхода ГСМ и ее величина, значения повышающих коэффициентов.

Списание  ГСМ осуществляется по фактическому расходу на основании путевых листов, но не выше норм, установленных приказом Минюста России.

Зарубежный аппарат осуществляет страхование автотранспортных средств по тарифам страхования от всех видов риска страны пребывания.

4.1.5. Передача имущества по договору безвозмездного пользования оформляется актом приема-передачи по форме 0504101. К учету переданное имущество принимается по стоимости согласно справке о справедливой рыночной стоимости.

4.1.6. Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества), является его справедливая стоимость на дату приобретения.

Для определения справедливой стоимости используется метод рыночных цен (документально подтвержденные данные, полученные от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе).  

4.1.7. В случае если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.

В случае если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, приобретенный путем такой необменной операции актив отражается в составе основных средств в условной оценке, равной одному рублю.

4.1.8. Объекты основных средств, полученные от организации бюджетной сферы, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной – по стоимости, отраженной в передаточных документах.

4.1.9. После признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта основных средств его учет осуществляется по балансовой стоимости.

Балансовой стоимостью является первоначальная стоимость актива
с учетом ее изменений.

4.1.10. В случае если порядок эксплуатации объекта основных средств, являющегося комплексом конструктивно-сочлененных предметов, требует замены отдельных составных частей объекта, при условии, что такие составные части в соответствии с критериями признания объекта основных средств, предусмотренными пунктом 8 федерального стандарта № 257н «Основные средства», признаются активом, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения.

При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого были проведены восстановительные (капитальные, ремонтные) работы, корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 50 федерального стандарта № 257н «Основные средства» о прекращении признания (выбытии
с бухгалтерского учета) объектов основных средств.

4.1.11. В случае, когда при проведении регулярных осмотров объектов основных средств на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации (в соответствии с правилами эксплуатации объектов), а также при проведении ремонтов (модернизаций, дооборудований, реконструкций)  создаются самостоятельные объекты активов (при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных пунктом 8 федерального стандарта № 257н «Основные средства»), затраты на создание таких активов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств (либо увеличением стоимости учитываемого объекта, либо признанием самостоятельных объектов учета). В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива.

К рассматриваемому случаю не относятся затраты на осуществление текущего (капитального) ремонта объектов основных средств, в результате которых не создаются объекты, признаваемые активами (затраты по осуществлению ремонта помещения, в объеме работ по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ, которые относятся в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемого объекта основного средства).

4.2. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется на основании предъявленных к оплате счетов, накладных, актов выполненных работ и других первичных учетных документов.

Учет кассовых операций осуществляется согласно Указанию Банка России
от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрировано Минюстом России 23.05.2014, регистрационный № 32404), с изменениями, внесенными Указаниями Банка России от 03.02.2015 № 3558-У (зарегистрирован Минюстом России 19.02.2015, регистрационный № 36103), от 19.06.2017 № 4416-У (зарегистрирован Минюстом России 04.08.2017, регистрационный № 47676).

В случае отсутствия материально ответственного лица (кассира) по причине отпуска, болезни или по иной причине, составляется Акт инвентаризации наличных денежных средств. Акт инвентаризации наличных денежных средств приведен
в приложении № 11 к учетной политике.

Перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, устанавливается отдельным приказом Минюста России.

Денежные средства под отчет выдаются по решению директора Департамента управления делами либо лица его замещающего,
на основании письменного заявления подотчетного лица, составленного
в произвольной форме и содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается.

Выдача денежных средств на хозяйственные нужды, командировочные расходы и компенсация работникам документально подтвержденных расходов производится путем выдачи из кассы, при этом выплаты подотчетных сумм производятся в течение трех рабочих дней после поступления письменного заявления подотчетного лица, включая день получения денег в банке.

Предельный размер расчетов наличными денежными средствами по одному платежу не должен превышать установленный Банком России предельный размер расчетов наличными денежными средствами в Российской Федерации
между юридическими лицами.

Подотчетные лица в срок, не превышающий трех рабочих дней
после истечения срока, на который выданы денежные средства и (или) денежные документы под отчет, или со дня выхода на работу, обязаны предъявить Авансовый отчет (ф. 0504505) об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Передача выданных под отчет денежных средств одним подотчетным лицом другому не допускается.

Основанием для выплаты работнику Минюста России перерасхода денежных средств или внесения им в кассу неиспользованного аванса денежных средств, служит Авансовый отчет (ф. 0504505), утверждаемый  директором Департамента управления делами Минюста России либо иным уполномоченным лицом.

В случае, если подотчетное лицо не воспользовалось приобретенным денежным документом, списание произведенных расходов осуществляется
при наличии приказа Минюста России или по письменному согласованию заместителем Министра, в ином случае сбор/плата при отказе от перевозки
(сбор за возврат) возмещается подотчетным лицом.

В соответствии с пунктом 18 Указа Президента Российской Федерации
от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (ч. 3), ст. 3134; 2016, № 12, ст. 1642) расходы по найму жилого помещения возмещаются по следующим нормам:

- федеральные государственные гражданские служащие, замещающие высшие должности гражданской службы категории «руководители», – не более стоимости двухкомнатного номера;

- остальным федеральным государственным гражданским служащим –
не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

В связи с этим авансовые отчеты командированных федеральных государственных гражданских служащих должны содержать документы, подтверждающие проживание в командировках в номерах соответствующей категории: счет, выставленный отелем (гостиницей) за оплату услуг проживания, или справка отеля (гостиницы) с указанием категории номера.

4.2.1. С учетом структуры Минюста России, отраслевых особенностей
его деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, а также в связи с отсутствием в Инструкции
№ 157н и Инструкции № 162н способов ведения бюджетного учета, связанных
с деятельностью Зарубежного аппарата и Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации (далее – АУЕС), устанавливается следующее:

4.2.1.1. Факты хозяйственной жизни Зарубежного аппарата, работники которого осуществляют функции по обеспечению деятельности АУЕС в составе Постоянного представительства Российской Федерации при Совете Европы
(без включения в штатную численность), отражаются в бюджетном учете центрального аппарата Минюста России.

4.2.1.2. Зарубежный аппарат получает и расходует в процессе текущей деятельности денежные средства в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств согласно утвержденной бюджетной смете на его содержание.

В целях реализации возложенных на Зарубежный аппарат полномочий
им представляются в Департамент управления делами следующие документы
на бумажном носителе (в том числе с приложением их копий, содержащих заверенный в соответствии с пунктом 3.9 Учетной политики перевод
на русский язык) и в электронном виде в формате PDF:

содержащая отметку кредитной организации выписка по произведенным операциям по расчетному счету Минюста России, открытому Зарубежному аппарату для осуществления операций со средствами, выделенными на осуществление
его деятельности, с приложением платежных документов, подтверждающих расходование денежных средств, по состоянию на 1 число месяца, следующего
за отчетным месяцем;

первичные учетные документы (счета (счета-фактуры), акты выполненных работ, товарные накладные) за предшествующий месяц в разрезе осуществленных операций в соответствии с законодательством страны пребывания;

договоры, подтверждающие расходование денежных средств согласно условиям договора, в том числе договоры на аренду офиса и аренду жилых помещений на каждого представителя Зарубежного аппарата. Документы представляются в Департамент управления делами в оригиналах или нотариально заверенных копиях;

отчет о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации и документы кредитной организации (выписки или иные документы, выданные кредитной организацией в соответствии с законодательством государства, в котором она зарегистрирована), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

4.2.1.3. Выплата компенсации за причиненный вред (далее – компенсация) согласно вступившим в силу решениям Европейского Суда по правам человека осуществляется на основании докладной записки АУЕС.

Докладная записка, в которой указываются заявители, основания, размеры
и сроки выплат компенсации и иная информация с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими вынесение Европейским Судом по правам человека постановления о присуждении заявителям компенсации, направляются
в Департамент управления делами.

4.2.1.4. На основании представленных документов отделом бухгалтерского учета и методологии формируется и направляется в Федеральное казначейство
в электронном виде заявка на кассовый расход на перечисление сумм компенсации заявителям, указанным в докладной записке, но не позднее чем через
14 календарных дней со дня поступления докладной записки в Департамент управления делами.

Операции по начислению заявителям компенсации осуществляются отделом бухгалтерского учета и методологии на день формирования заявки на кассовый расход с отражением по Дебету счета 401.20.296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» и Кредиту счета 302.96.737 «Увеличение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера физическим лицам».

Расчеты по перечислению заявителям компенсации отражаются по Дебету счета 302.96.837 «Уменьшение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера физическим лицам» и Кредиту счета 304.05.296 «Расчеты
по платежам из бюджета с финансовым органом по иным выплатам текущего характера физическим лицам» и производятся по курсу Центрального банка Российской Федерации на день формирования заявки на кассовый расход.

В случае, если выплата сумм компенсации будет произведена за пределами срока, установленного Европейским Судом по правам человека для выплаты сумм компенсации, производится начисление процентов по предельной годовой ставке, установленной Европейским центральным банком, в размере за задержку платежа.

4.2.2. Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421)                              в Минюсте России заполняется способом регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени в соответствии
с Приказом № 52н.

Выплата заработной платы в безналичной форме посредством перечисления на банковские карты работников Минюста России отражается в бюджетном учете согласно корреспонденции счетов по перечислению заработной платы работникам Минюста России на банковские карты, приведенной в приложении № 12 к учетной политике.

Регистрация исполнительных листов, предусматривающих удержания
из заработной платы работников Минюста России, производится по мере
их поступления в Журнале учета исполнительных листов (приложение № 13
к учетной политике).

Для отражения начислений по заработной плате работников, пособий, иных выплат, а также удержаний из сумм начислений (налогов, страховых взносов, удержаний по исполнительным листам и иных удержаний) применяется Расчетная ведомость (ф. 0504402).

Выплата заработной платы за первую половину месяца производится
не позднее 20 (двадцатого) числа текущего месяца, за вторую половину – не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за месяцем начисления.

Начисление и выплата вознаграждений лицам по гражданско-правовым договорам осуществляется в соответствии с условиями договора и на основании документа, подтверждающего выполнение сторонами обязательств.

 Выплата заработной платы за вторую половину декабря текущего финансового года осуществляется досрочно в соответствии с Порядком завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденным приказом Минфина России от 06.06.2008 № 56н  (зарегистрирован Минюстом России 27.06.2008, регистрационный № 11894), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 17.12.2009 № 139н (зарегистрирован Минюстом России  22.12.2009, регистрационный № 15782),
от 04.06.2012 № 74н (зарегистрирован Минюстом России 12.07.2012, регистрационный № 24883), от 23.12.2013 № 132н (зарегистрирован Минюстом России 27.01.2014, регистрационный № 31127), от 22.12.2014 № 158н (зарегистрирован Минюстом России 15.01.2015, регистрационный № 35548),
от 30.12.2015 № 219н (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016, регистрационный № 40914), от 30.12.2016 № 255н (зарегистрирован Минюстом России 23.01.2017, регистрационный № 45358), от 02.04.2018 № 69н (зарегистрирован Минюстом России 18.04.2018, регистрационный № 50813).

В день выплаты заработной платы за вторую половину месяца работникам Минюста России выдаются расчетные листки. Рекомендуемый образец расчетного листа приведен в приложении № 14 к учетной политике.

Необходимая для отражения в бюджетном учете корреспонденция счетов
по взаимозачету выплат по заработной плате приведена в приложении № 15
к учетной политике.

4.2.3. Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), субсидии на иные цели выделяются на основании соглашения.

Перечень особо ценного движимого имущества в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 538
«О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения
к категории особо ценного движимого имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4237) определяется приказом Минюста России.

Отчет о выполнении государственного задания (ф. 0506501), предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания
на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226; 2020, № 2 (ч. 2), ст. 186), в соответствии с требованиями, установленными в государственном задании, представляется на утверждение Минюсту России ежегодно в срок, установленный государственным заданием,
но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным. 

Учет субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям, осуществляется в соответствии с  Инструкцией № 157н, Инструкцией № 162н. Начисление расходов отражается на основании извещения об оценочном значении исполнения государственного задания.

4.2.4. В целях обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат обязательств предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование работников Минюста России, формируется резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время.

Резерв определяется ежегодно на последний день года исходя из данных
о количестве дней неиспользованного отпуска по всем работникам Минюста России на указанную дату.

Резерв при этом рассчитывается как сумма расходов на оплату отпусков работников Минюста России за фактически отработанное время на дату расчета,
и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.

Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Остаток резерва предстоящих отпусков уточняется и корректируется
при проведении инвентаризации расчетов.

4.2.5. Резерв по претензионным требованиям и искам формируется в размере сумм предъявленных штрафных санкций (пеней), иных компенсаций
по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), а также ожидаемых судебных расходов (издержек) в случае предъявления в соответствии с законодательством Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов.

4.2.6. Резерв по гарантийному ремонту не формируется.

4.3. Начисление доходов федерального бюджета в Минюсте России осуществляется на основании Реестра первичных учетных документов – постановлений судебных органов по делам об административных правонарушениях и Реестра оказанных государственных услуг, которые приведены в приложениях
№ 16 и 17 к учетной политике.

Начисление иных доходов федерального бюджета в Минюсте России оформляется Бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Обмен между структурными подразделениями Минюста России  первичными учетными документами в целях своевременного отражения
в бюджетном учете операций по начислению администрируемых доходов осуществляется в соответствии с приказом Минюста России от 21.08.2018 № 173
«Об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 17.10.2019
№ 236, от 25.12.2019 № 306.

 Учет доходов федерального бюджета осуществляется на основании документов, приложенных к выпискам из лицевого счета администратора доходов бюджета, в порядке, установленном Инструкцией № 157н и Инструкцией № 162н.

Возврат излишне уплаченной плательщиком суммы, зачисленной в доход федерального бюджета, производится на основании решения администратора доходов федерального бюджета (приложение № 18 к учетной политике).

Принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности
по платежам в федеральный бюджет производится на основании следующих документов:

- акта о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам
в бюджет (приложение № 19 к учетной политике);

- выписки из отчетности Минюста России (приложение № 20 к учетной политике).

4.4. Учет источников финансирования дефицита бюджета в части операций
по расчету курсовой разницы осуществляется на основании документов, приложенных к выпискам со счетов и Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

4.5. Возврат средств, зачисленных на лицевой счет для учета операций
со средствами, поступившими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, осуществляется на основании реестра на осуществление возврата средств, зачисленных на лицевой счет для учета операций со средствами, поступившими
во временное распоряжение получателя бюджетных средств (приложение № 21
к учетной политике).

4.6. К расходам будущих периодов Минюста России относятся:

подготовительные к производству работы в связи с их сезонным характером;
приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов;
страхование имущества;
ОСАГО;
иные аналогичные расходы, которые относятся к будущим периодам.

Расходы будущих периодов списываются в учете на финансовый результат текущего финансового года равными долями в течение периода, к которому
они относятся.

Если контрактом устанавливается право заказчика (Минюста России)
без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное
в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии,
то срок его использования устанавливается на пять лет.

Доходы будущих периодов Минюстом России не формируются.

4.7. Принятие к учету принятых (принимаемых, отложенных) бюджетных обязательств осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Операции по санкционированию обязательств, принимаемых, принятых
в текущем финансовом году, формируются с учетом принимаемых, принятых
и неисполненных обязательств прошлых лет.

К отложенным бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся обязательства по созданным резервам предстоящих расходов
(на оплату отпусков, по претензионным требованиям и искам, на ремонт основных средств).

Учет принятых (принимаемых, отложенных) бюджетных обязательств приведен в приложении № 22 к учетной политике.

При объявлении закупочной сессии на едином агрегаторе торговли «Березка»  принимаемые бюджетные обязательства на счете 1.502.17.000 не отражаются.

 Денежные обязательства отражаются в учете не ранее принятия бюджетных обязательств. Денежные обязательства принимаются к учету в сумме документа, подтверждающего их возникновение. Порядок принятия денежных обязательств текущего финансового года приведен в приложении № 23 к учетной политике.

Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года
(за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные
по результатам отчетного года, подлежат перерегистрации в году, следующем
за отчетным.

4.8. На забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» ведется учет бланков строгой отчетности:

бланки трудовых книжек;

вкладыши к трудовым книжкам;

бланки служебных удостоверений (Минюст России);

бланки удостоверений адвокатов;

бланки свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

бланки свидетельства о регистрации устава муниципального образования;

бланки чековых книжек;

бланки квитанционных книжек;

голограммы;

банковские карты.

Учет бланков строгой отчетности на забалансовом счете 03 ведется                             в условной оценке: «один бланк – один рубль».

Учет бланков строгой отчетности ведется по видам, сериям и номерам
в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц и мест хранения.

Перечень лиц, ответственных за получение, учет, хранение, выдачу бланков строгой отчетности (далее – ответственные лица), устанавливается приказом Минюста России. С ответственными лицами заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

На забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (далее – забалансовый счет 09) ведется учет запасных частей и других комплектующих, которые могут быть использованы
на других автомобилях: автомобильные шины, колесные диски, аккумуляторы, наборы автоинструментов, аптечки, огнетушители.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе автомобилей и материально – ответственных лиц.

Поступление на забалансовый счет 09 отражается:

–    при установке (передаче материально-ответственному лицу) соответствующих запчастей после списания со счетов 1.105.31.000 «Медикаменты
и перевязочные средства», 1.105.36.000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»;

– при безвозмездном поступлении автомобиля от государственных (муниципальных) учреждений с документальной передачей остатков забалансового счета 09.

Внутреннее перемещение по забалансовому счету 09 отражается:

–    при передаче на другой автомобиль;

–    при передаче другому материально-ответственному лицу вместе
с автомобилем.

Выбытие с забалансового счета 09 отражается:

–    при списании автомобиля по установленным основаниям;

–    при установке новых запчастей взамен не пригодных к эксплуатации.

Запасные части и другие комплектующие отражаются в условной оценке: «один объект – один рубль».

На забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» (далее – забалансовый счет 10) отражается обеспечение обязательства в виде банковской гарантии.

Обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается                            на забалансовом счете 10 датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету
со знаком «минус») отражается датой прекращения обязательства,                                                в обеспечение которого выдана банковская гарантия (датой исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией или датой исполнения гарантом требований бенефициара об уплате денежной суммы в связи с нарушением принципалом обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

На забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» учитываются находящиеся в эксплуатации объекты основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в эксплуатацию по балансовой стоимости введенного
в эксплуатацию объекта.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) по наименованиям, количеству
и материально-ответственным лицам.

На забалансовом счете 29 «Предоставленные субсидии                                    на приобретение жилья» осуществляется учет и контроль исполнения федеральными государственными гражданскими служащими постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 6, ст. 739; 2019, № 47, ст. 6666).

Отражение сумм на забалансовый счет 29 «Предоставленные субсидии                              на приобретение жилья» осуществляется при перечислении единовременной субсидии на банковский счет федерального государственного гражданского служащего.

Списание с забалансового счета осуществляется при предоставлении федеральным государственным гражданским служащим выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
в отношении жилого помещения (части жилого помещения), которое было приобретено (построено) с использованием единовременной выплаты, подтверждающей целевое расходование указанных средств.

Аналитический учет ведется в разрезе федеральных государственных гражданских служащих и решений о предоставлении единовременной субсидий.

 

Порядок признания в бюджетном учете событий после отчетной даты, порядок отражения в учете и раскрытия в бюджетной отчетности событий после отчетной даты

 

5.1. Порядок признания в бюджетном учете событий после отчетной даты, порядок отражения в учете и раскрытия в бюджетной отчетности событий
после отчетной даты определяется федеральным стандартом № 275н «События после отчетной даты».

Под событием после отчетной даты, подтверждающим условия деятельности, признается событие после отчетной даты, которое подтверждает условия хозяйственной деятельности (фактов хозяйственной жизни) на отчетную дату, и (или) указывает на обстоятельства, существенным образом влияющие на показатели активов, обязательств и результатов деятельности Минюста России, раскрываемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетную дату.

5.2. К событиям после отчетной даты, информация о которых является существенной, относятся следующие события, подтверждающие условия деятельности, в соответствии с федеральным стандартом № 275н «События
после отчетной даты» и письмом Минфина России от 31.07.2018 № 02-06-07/55005:

- операции дополнительного периода в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2019, № 52 (ч. 1), ст. 7774);

-   произведенное после отчетной даты изменение кадастровой стоимости;

-   приобретение и выбытие основных средств и финансовых вложений;

-   существенное снижение стоимости основных средств;

-   результаты инвентаризации, проведенной после отчетной даты;

-   начисление сумм налогов;

-   учет первичных учетных документов, выставленных поставщиком (подрядчиком, продавцом) в последний рабочий день отчетного периода,                    но поступивших в месяце, следующем за отчетным:

до 5 календарного числа – отражаются месяцем их выставления,

после 5 календарного числа – отражаются месяцем их поступления;

 обнаружение в бюджетном учете после отчетной даты существенной ошибки или нарушения законодательства Российской Федерации, которые ведут                к искажению бюджетной отчетности за отчетный период;

-   пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация;

-   непрогнозируемое изменение курсов иностранных валют после отчетной даты;

-   представление отчета о выполнении государственного задания.

5.3. Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению                      в бюджетной отчетности за отчетный год независимо от положительного
или отрицательного его характера.

Существенность события после отчетной даты определяется самостоятельно исходя из общих требований к бюджетной отчетности.

5.4. Последствия события после отчетной даты отражаются в бюджетной отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, доходах и расходах за отчетный год.

В случае, если для соблюдения сроков представления бюджетной отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании балансовых показателей отчетности, информация об указанном событии
и его оценке в денежном выражении подлежит раскрытию в пояснениях
к бухгалтерскому балансу путем указания суммы и даты ее поступления.
При этом в отчетном периоде никакие записи в бюджетном (синтетическом
и аналитическом) учете не производятся. При наступлении события после отчетной даты в бюджетном учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая это событие.

 

Критерии существенности ошибки для целей бюджетного учета

 

6.1. Ошибки, которые повлекли за собой отклонения по величине активов
и обязательств, полученного финансового результата, считаются существенными
и в целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат исправлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

6.2. Ошибки, которые не влекут за собой отклонения по величине активов
и обязательств, полученного финансового результата, не являются существенными
и не подлежат исправлению в представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, когда об исправлении таких ошибок принято решение уполномоченным органом (органом внутреннего и внешнего финансового контроля).

 

VII. Порядок и сроки проведения инвентаризации

 

7.1. Инвентаризация активов и обязательств, учитываемых на балансовых и забалансовых счетах, проводится в соответствии с порядком, определенном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 19.06.1995 № 07-01-389-95), на основании приказа Минюста России.

7.2. Инвентаризация активов и обязательств, учитываемых на балансовых и забалансовых счетах, проводится в Минюсте России в следующих случаях:

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи материальных ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел      в случае увольнения, ухода в отпуск по уходу за ребенком);

при передаче имущества Минюста России в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года,
и основных средств, инвентаризация которых может проводиться один раз в три года;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7.3. Инвентаризация денежных документов проводится не реже одного раза     в квартал и при передаче денежных средств работнику Минюста России, временно замещающему работника, осуществляющего кассовые операции.

7.4. Оформление результатов инвентаризации осуществляется
в соответствии с учетными регистрами, утвержденными Приказом № 52н.

Для отражения результатов проведенной в Минюсте России инвентаризации объектов нефинансовых активов применяется Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
В графе 8 «Статус объекта учета» информация о состоянии объекта имущества
на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот отражается по наименованию статуса объекта учета.

 

VIII. Порядок и сроки представления бюджетной и статистической отчетности

 

8.1. Раскрытие информации об объектах бухгалтерского учета                                        в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в соответствии
с федеральным стандартом № 256н «Концептуальные основы бухучета
и отчетности», федеральным стандартом № 260н «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», приказом № 191н,  приказом Минфина России
от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2011, регистрационный №  20558) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 26.10.2012 № 139н (зарегистрирован Минюстом России  19.12.2012, регистрационный № 26195), от 29.12.2014 № 172н (зарегистрирован Минюстом России  04.02.2015, регистрационный № 35854),
от 20.03.2015 № 43н (зарегистрирован Минюстом России 01.04.2015, регистрационный № 36668), от 17.12.2015 № 199н (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2016, регистрационный № 40889), от 16.11.2016 № 209н (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2016,  регистрационный № 44741),
от 14.11.2017 № 189н (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2017 № 49217),
от 07.03.2018 № 42н (зарегистрирован Минюстом России 28.03.2018, регистрационный № 50553), от 30.11.2018 № 243н (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2018, регистрационный № 53168), от 28.02.2019 № 32н (зарегистрирован Минюстом России 27.03.2019, регистрационный № 54184),
от 16.05.2019 № 73н (зарегистрирован Минюстом России 11.06.2019, регистрационный № 54909), от 16.10.2019 № 166н (зарегистрирован Минюстом России 20.12.2019, регистрационный № 56918).

8.2. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации активов и обязательств, учитываемых на балансовых и забалансовых счетах.

8.3. Особенности составления и формирования годовой бюджетной
и бухгалтерской отчетности с указанием сроков представления для территориальных органов и подведомственных учреждений Минюста России указываются в информационном письме Минюста России, направляемом
в территориальные органы и подведомственные учреждения не позднее
трех рабочих дней со дня поступления в адрес Минюста России ежегодного совместного письма Минфина России и Федерального казначейства
об особенностях составления и формирования годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности главными распорядителями бюджетных средств.

8.4. Порядок и сроки представления статистической отчетности Минюста России определены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

IX. Порядок организации внутреннего финансового контроля

 

9.1. Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле.

9.2. Внутренний финансовый контроль является внутренним процессом, осуществляемым в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению Минюстом России бюджетных полномочий.

9.3. Внутренний финансовый контроль в части, касающейся ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, осуществляется в соответствии с Порядком осуществления внутреннего финансового контроля в части, касающейся ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в центральном аппарате Минюста России, согласно приложению № 24 к учетной политике.

 

X. Порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя                   и главного бухгалтера

 

10.1. При смене директора Департамента управления делами и (или) главного бухгалтера подлежат передаче вновь назначенному директору Департамента управления делами и (или) главному бухгалтеру, печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью. Прием-передача дел в части документов бухгалтерского учета и отчетности обязателен. Дела передаются по акту приема-передачи в сроки, установленные правовым актом, при участии комиссии, созданной отдельным приказом Минюста России, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, с приложением по описи документов на бумажном носителе или электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью.

Акт приема-передачи подписывается лицами, передающими
и принимающими дела, и членами комиссии.

При подписании акта приема-передачи при наличии возражений по пунктам акта директор Департамента управления делами и (или) главный бухгалтер излагают их в письменной форме в присутствии комиссии.

Члены комиссии, имеющие замечания по содержанию акта, подписывают его с отметкой «Замечания прилагаются». Текст замечаний излагается на отдельном листе, небольшие по объему замечания допускается фиксировать на самом акте.

 Акт приема-передачи оформляется в последний рабочий день увольняемого лица.

 Акт приема-передачи дел составляется в трех экземплярах: 1 экземпляр – директору Департамента управления делами, если увольняется главный бухгалтер,
2 экземпляр – увольняемому лицу, 3 экземпляр – лицу, которое принимало дела.

Принимающая сторона должна обеспечить ведение и сохранность документов.

10.2. В случае пропажи или гибели первичных документов приказом Минюста России назначается комиссия по расследованию причин пропажи, гибели, отсутствия документов. Созданная комиссия выявляет и документально подтверждает причину утраты документов. После завершения мероприятий по фиксированию факта утраты (гибели) документов проводится работа, направленная на восстановление документов, в сроки, утвержденные правовым актом.

10.3. В случае отказа передачи дел директором Департамента управления делами и (или) главным бухгалтером приказом назначается комиссия по передаче дел. Директор Департамента управления делами и (или) главный бухгалтер несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Скачать Приложения к приказу

 

Официальный интернет-ресурс Министерства юстиции Российской Федерации.