Министерство юстиции Российской Федерации

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан (Справочная информация)

Последнее обновление: 14 июня 2020

Австралия

В австралийском законодательстве функции по профилактике коррупции возлагаются на правоохранительные, муниципальные и общественные структуры.

На федеральном уровне данный вопрос находится в ведении прокуратуры (и подчиняющихся ей австралийских Комиссии по борьбе с преступностью, Организации разведки и безопасности и Федеральной полиции), омбудсмена и Комиссии по соблюдению правоприменения, а также борьбе с коррупцией в сфере деятельности профсоюзов. Проводимые этими органами профилактические мероприятия преимущественно основаны на инициативных обращениях граждан.

В штатах Новый Южный Уэльс, Квинсленд, Западная Австралия, Виктория, Южная Австралия и Тасмания также существуют независимые антикоррупционные комиссии и специализирующиеся на различных секторах экономики омбудсмены, которые занимаются информированием граждан и оказанием им правовой помощи по вопросам борьбы с коррупцией, пропагандой «этического климата», способствующего участию частных лиц и организаций социального сектора в противодействии этому явлению. Подобные региональные структуры проводят активную работу с населением, организуя разъяснительные мероприятия как дистанционно, так и непосредственно в муниципалитетах, учреждениях образования, здравоохранения и правосудия, с государственными служащими и работниками частного сектора в офисах и на промышленных объектах, а также с национальными и религиозными общинами. Обучающие программы включают как общие теоретические разработки по противодействию коррупции, так и практические рекомендации, учитывающие особенности конкретной аудитории. 

Широко развиты сетевые виды консультирования граждан путем организации различного рода форумов, имеющих постоянные он-лайн страницы. Крупнейшим из мероприятий, направленных на профилактику коррупции в Австралии, является проводимая каждые два года антикоррупционными комиссиями штатов Новый Южный Уэльс, Квинсленд и Западная Австралия Конференция по противодействию коррупции в австралийском госсекторе (APSACC, 6-я конференция пройдет в ноябре 2017 г. в Перте). 

Кроме того, Австралия активно участвует во всех основных международных и региональных азиатско-тихоокеанских антикоррупционных форматах и структурах, в том числе в рамках ООН, «Группы двадцати», ОЭСР, АТЭС и Азиатского банка развития. 

Албания

С начала 1990-х гг. ведется работа по совершенствованию антикоррупционной законодательной базы Албании. Значительный шаг вперед в деле борьбы с коррупцией был предпринят в сентябре 2012 г., когда парламент голосами правящей в то время демократической и оппозиционной социалистической партий принял пакет конституционных поправок, существенно ограничивших иммунитеты депутатов, судей и других высокопоставленных чиновников - подозреваемых в коррупционной деятельности. Данная мера устранила главное препятствие для заведения уголовного дела в отношение государственных чиновников, но практического применения так и не нашла.

Значительное содействие разработке и применению антикоррупционных и смежных мер, направленных на противодействие отмыванию денег, оказывают Албании международные структуры: ОБСЕ, ФАТФ, МАНИВЭЛ и др.

Беларусь

15 июля 2015 г. Президентом Республики Беларусь подписан новый Закон «О борьбе с коррупцией» (вступил в силу 24 января 2016 г.) Данный нормативный правовой акт предусматривает ряд существенных изменений в правовом механизме борьбы с коррупцией.

Так, расширена система мер борьбы с коррупцией. В дополнение к уже существующим мерам статья 5 Закона предусматривает: упрощение административных процедур и сокращение их числа; вынесение на общественное (всенародное) обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией; организацию антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования.

Дополнены ограничения к государственным должностным и приравненным к ним лицам. Так, они не вправе принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей; использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей, и т.д. (статья 17). В новом Законе детально урегулирован механизм ограничений по управлению долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций (статья 20). Кроме того, отдельная статья предусматривает ограничение по участию в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации.

Закон предусматривает основания отказа в назначении на руководящую должность, приеме на государственную службу. В частности, введен запрет на назначение на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, в течение пяти лет после такого увольнения, а также бессрочный запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо преступление аналогичной категории, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий (статья 22). Лица, совершившие указанные преступления, лишаются права на пенсию за выслугу лет.

Статья 23 Закона предусматривает дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения: нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию.

Новый Закон подробно регулирует порядок декларирования доходов и имущества должностных лиц, чему посвящена глава 4. Так, перечислены доходы и имущество, подлежащие обязательному декларированию, права, обязанности и ответственность лиц, обязанных предоставлять декларации о доходах и имуществе. Отдельный порядок декларирования доходов и имущества устанавливается для государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания. Предусматривается изъятие у указанных лиц имущества, стоимость которого не менее чем на 25 % превышает доходы, полученные за отчетный период из законных источников (статья 36).

Закон вносит существенные дополнения в систему контроля и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией. Введен институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией. Так, граждане Республики Беларусь, организации, в том числе общественные объединения, могут принимать участие в разработке и всенародном (общественном) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции.

Представители общественных объединений, помимо этого, наделяются правом проводить общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, участвовать в работе координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией с правом совещательного голоса и др. (статья 46).

Бельгия

Бельгия является участником всех международных конвенций, принятых в рамках ООН, Европейского союза, Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития. Здесь создана сеть курируемых Министерством юстиции учреждений, ответственных за применение и модернизацию антикоррупционного законодательства и на постоянной основе осуществляющих соответствующий мониторинг - это созданные в рамках Федеральной полиции Центральный орган по предотвращению коррупции (входит в состав Управления по борьбе с экономической и финансовой преступностью), в Министерстве бюджета - Бюро по вопросам профессиональной этики; в Управлении уголовной политики самого Минюста - Рабочая группа по межведомственному взаимодействию, отвечающая за реализацию рекомендаций ООН, ОЭСР и Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО); в системе органов прокуратуры - сеть экспертов по коррупции, сотрудничающая со специалистами в области экономических, финансовых и налоговых преступлений.

Эти учреждения на ежедневной основе занимаются не только расследованием правонарушений с коррупционной составляющей, но и проводят активную профилактическую работу, в том числе готовят актуальные материалы для СМИ, организуют выпуск информационных брошюр, проводят тематические семинары с той или иной целевой аудиторией. В этом им помогают профильные неправительственные организации и ассоциации деловых кругов, в том числе такие крупнейшие как Федерация предпринимателей Бельгии.

Бразилия

Главным органом, выполняющим функции антикоррупционного агентства в Бразилии, является Счетная палата, созданная в 2003 г. и ответственная за осуществление контроля за органами государственной власти с целью выявления случаев коррупционной деятельности. В рамках Счетной палаты функционирует Секретариат по транспарентности и предотвращению коррупции, на который возложены функции разработки механизмов и стратегий в данной области, а также обеспечения большей транспарентности в сфере государственного управления, доступа к информации, участия гражданского общества в антикоррупционной деятельности, разработки кодексов и стандартов поведения для государственных чиновников, усиления борьбы с коррупцией в частном секторе, создания и внедрения систем предупреждения случаев конфликта интересов. В этой связи Счетная плата обладает полномочиями не только выявлять случаи коррупционной деятельности, но также способствовать ее предотвращению. Кроме того, в сферу компетенции Секретариата входит проведение научных исследований и изучение феномена коррупции, контроль за выполнением принятых Бразилией международных обязательств в указанной сфере. 

Также Бразилия осуществляет институциональное укрепление Совета по транспарентности и борьбе с коррупцией - коллегиального консультативного органа, в состав которого входят представители государственных структур (Счетной палаты, Министерства финансов, Министерства юстиции, МИД, Комиссии по государственной этике и др.) и гражданского общества (Ассоциация бразильских СМИ, Орден адвокатов Бразилии, Национальная конфедерация епископов Бразилии, НПО «Транспарентная Бразилия» и др.). В компетенцию Совета входит разработка директив в области прозрачного управления государственными ресурсами, борьбы с коррупцией, налаживание взаимодействия между государственной властью и гражданским обществом в антикоррупционной деятельности.

В рамках Национального секретариата юстиции при Министерстве юстиции Бразилии был создан Департамент по возвращению активов и международному юридическому сотрудничеству, в обязанность которого входит мониторинг, выявление и противодействие случаям отмывания денег, а также возвращение активов государства, утраченных в ходе коррупционной деятельности.

Необходимо отметить следующие программы и меры бразильских антикоррупционных органов по борьбе с коррупцией.

В 2004 г. по инициативе Счетной палаты была запущена программа стимулирования общественного контроля за государственными расходами «Живой взгляд на государственные расходы», которая посредством мобилизации лидеров общественных движений, гражданских и профсоюзных деятелей, профессорско- преподавательского состава, студентов, реализации информационно- образовательных проектов, предоставления доступа к информации стремится привлечь общество к участию в предотвращении коррупционной деятельности.

В 2006 г. был дан старт программе «Укрепление государственного управления», целью которой является укрепление государственного управления на муниципальном, региональном и федеральном уровнях через направление директив и соответствующей технической информации об эффективном и корректном использовании федеральных государственных ресурсов посредством дистанционного обучения, семинаров и информационных курсов, направления специальных архивов технической информации, взаимодействия с соответствующими органами внутреннего контроля в сфере борьбы с коррупцией.

В целях продвижения открытости государственной деятельности были созданы интернет-ресурсы: портал «Транспарентность» (2004 г.) и «Страницы государственной транспарентности» (2005 г.), которые располагают информацией  о перемещениях денежных средств на региональном и муниципальном уровнях, расходах федерального правительства, соглашениях между государственными и частными структурами, бюджетных и финансовых операциях государственных органов. На сайте портала «Транспарентность» существует форма обратной связи, где граждане могут выразить свои жалобы или подозрения в отношении коррупционной деятельности. Также был учрежден интернет-портал государственных закупок, располагающий информацией о закупочных процедурах и контрактах, включая информацию об условиях участия в торгах и заключении контрактов.

В 2006 г. в целях укрепления мер по предотвращению коррупции была значительно расширена сфера программы «Национальная стратегия по борьбе с коррупцией и отмыванием денег». Созданная по инициативе Министерства юстиции Бразилии программа призвана координировать деятельность трех ветвей власти и гражданского общества в деле предотвращения коррупции и борьбы с отмыванием денег. Участники программы ежегодно собираются на пленарном заседании для выработки годового плана антикоррупционной деятельности. 

Выполнение принятых решений осуществляется специальными рабочими группами. Контроль над выполнением данных решений возложен на Объединённый центр управления, проводящий заседания дважды в год.

В 2011 г. вступил в силу Закон о доступе к информации (№ 12.527), обеспечивающий гражданам Бразилии доступ к информации о деятельности всех государственных органов и структур. 

В 2013 г. в Бразилии вступил в силу Закон о столкновении интересов (№ 12.813), который определяет ситуации возникновения конфликта интересов во время нахождения на государственной службе и после ее окончания, предусматривает меры по предотвращению подобных ситуаций, а также наказание в случае их возникновения. 

Также в 2013 г. был принят Антикоррупционный закон (№ 12.846), который предусматривает наказание для юридических лиц (компаний, предприятий), чьи сотрудники уличены в коррупционной деятельности (ранее наказанию подвергались лишь лица, непосредственно участвовавшие в противоправных действиях). Согласно новому закону, в отношении компании, чьи сотрудники уличены в коррупции, могут быть применены следующие меры:

- штраф в размере от 0,1% до 20% от ежегодного валового дохода компании (в случае, если размер такого дохода установить невозможно, судья имеет право назначить штраф в размере от 6 тыс. реалов до 60 млн. реалов);

- полное возмещение компанией нанесенного в результате коррупционной деятельности урона;

- публикация решения суда относительно компании, уличенной в коррупционной деятельности, в СМИ с широким охватом аудитории;

- мораторий на получение ресурсов (займы, субсидии, пожертвования, пособия) от государственных финансовых институтов на период от 1 до 5 лет;

- запрет на участие в государственных тендерах и контрактах на период действия приговора;

- временный запрет на осуществление деятельности компании;

- закрытие компании.

Ежегодно под эгидой Счетной палаты проходят мероприятия, посвященные Международному дню борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря. В рамках празднований проводятся конкурсы детских рисунков и сочинений на тему борьбы с коррупцией. Также был запущен национальный портал «Все вместе против коррупции». 

В 2008 г. на национальном уровне был запущен образовательный проект «Какое отношение ты имеешь к коррупции?», направленный на детскую и подростковую аудиторию и рассказывающий в доступной форме о проявлениях коррупции и мерах ее предотвращения, а также борьбы с ней.

Активная информационно-разъяснительная работа по борьбе с коррупцией среди населения также ведется на уровне штатов.

Великобритания

Основным британским законом в области борьбы с коррупцией, имеющим экстерриториальное действие, является Закон о взяточничестве 2010 г., вступивший в силу 1 июля 2011 г. Он предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений: дача взятки, получение взятки, подкуп иностранного гражданского служащего и попустительство должностных лиц юридического лица. Особенностью данного акта является то, что его положения одинаковым образом применяются к британским физическим и юридическим лицам, а его действие распространяется на преступления, совершенные за пределами Великобритании.

Кроме этого, нормативную базу антикоррупционной деятельности в Великобритании также составляют:

-   Закон о коррупционных действиях государственных органов 1889 г.; 

-   Закон о предотвращении коррупции 1906 г.;

- Закон о раскрытии представляемых большую важность для общества сведений 1998 г.;

-  Закон об антитеррористической деятельности, преступности и безопасности 2001 г.;

-  Закон о доходах, полученных преступным путем 2002 г.

Великобритания в 1998 г. присоединилась к Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 1997 г., а также подписала Конвенцию ООН против коррупции 2003 г.

Особое место в структуре британского антикоррупционного законодательства занимают Кодексы поведения депутатов Парламента и государственных служащих. Данные документы обязательны для исполнения и подразумевают соблюдение указанными категориями лиц высокого уровня финансовой дисциплины и транспарентности.

Популяризация антикоррупционных стандартов поведения в Великобритании осуществляется через государственные структуры по борьбе с коррупцией, в частности, через Агентство по борьбе с мошенничеством (самостоятельное ведомство, которое занимается расследованием сложных экономических преступлений, а также борьбой с коррупцией) и Агентство по контролю над финансовыми операциями (наряду с отслеживанием ситуации в индустрии финансовых услуг оно уполномочено проводить расследования антикоррупционного характера в отношении юридических и физических лиц).

Одним из важнейших направлений борьбы с коррупцией в Великобритании является парламентский контроль. При этом наиболее эффективными и широко используемыми инструментами законодателей являются депутатские запросы и доклады комитетов парламента.

Важную роль в Великобритании играют национальные и международные неправительственные организации. В их числе: британское отделение международной неправительственной организации «Трансперенси Интернэшнл», «Корнер Хаус», «Британский антикоррупционный форум» и «Паблик Консерн эт Уорк».

Не последним инструментом борьбы с коррупцией является поощрение доносов, которые позиционируются как проявление активной гражданской позиции. Именно сигналы, поступающие от общественности, экспертов неправительственных организаций и СМИ, зачастую ложатся в основу самых громких антикоррупционных дел в Великобритании.

В декабре 2014 г. был опубликован разработанный правительством Великобритании План противодействия коррупции во всех сферах деятельности, который предусматривает широкий комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией в Великобритании. Приоритетное направление - повышение соответствующих международных стандартов. В соответствии с Планом предполагается координация шагов на антикоррупционном направлении правоохранительных органов, профильных ассоциаций и широкого гражданского общества.

Индонезия

За период с 1999 г. была создана законодательная база, определяющая деятельность национальных антикоррупционных органов, механизмы правового воздействия в сфере преодоления коррупции, ответственность граждан за участие в коррупционной деятельности, а также направления антикоррупционного воспитания. 

К таким правовым актам относятся: закон № 28 от 1999 г. «О деятельности государственных органов на основе принципов прозрачности и неприятия коррупции»; закон № 20 от 2001 г. «Об уголовной ответственности за коррупционную деятельность»; закон № 15 от 2002 г. «Об отмывании денег»; закон № 30 от 2002 г. «О Комиссии по борьбе с коррупцией (КПК)»; указ президента № 5 от 2004 г. «О руководстве КПК»; закон №13 от 2006 г. «О защите свидетелей»; закон № 46 от 2009 г. «Об антикоррупционном суде». 

В 2006 г. Индонезия ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией (2003 г.).

Главным национальным институтом, занимающимся вопросами уголовного преследования коррупционеров и антикоррупционным воспитанием, является независимый следственный орган - Комиссия по борьбе с коррупцией. В полномочия КПК входят: осуществление надзора за деятельностью государственных ведомств на предмет коррупционной составляющей; проведение независимых расследований в отношении лиц, подозреваемых в коррупции; просветительская работа в области антикоррупционного воспитания и др. 

За последние годы при содействии КПК в Индонезии были раскрыты несколько десятков громких коррупционных дел в отношении министров правительства, членов парламента и высокопоставленных чиновников государственного аппарата.

В рамках деятельности по формированию антикоррупционного воспитания, особенно среди молодежи, в школьную и вузовскую программы включены специализированные предметы. 

Испания

Согласно опубликованным в марте 2016 г. результатам опроса общественного мнения, проведенного испанским Центром социологических исследований, проблема коррупции с показателем 47,5% занимает вторую строчку в рейтинге наиболее волнующих испанцев тем, уступая лишь безработице (78,0%).

По статистике МВД Испании, в 2011-2015 гг. зафиксировано 3255 преступлений коррупционной направленности, большинство из которых классифицировано как мошенничество в сфере социального страхования (16,3%), взяточничество (12,5%) злоупотребление должностными полномочиями (9,8%) и растрата государственных средств (8,2%). В рамках их расследования задержано 7140 человек, 2442 из которых - в 2015 г.

В настоящее время централизованно антикоррупционное просвещение в стране не ведётся.

В то же время предприняты меры по формированию антикоррупционной культуры среди государственных служащих. Так, 9 декабря 2013 г. принят Закон №19/2013 «О прозрачности, доступе к официальной информации и добропорядочном управлении» (вступил в силу 9 декабря 2014 г.). В соответствии с этим нормативным правовым актом с 10 декабря 2014 г. в сети Интернет действует правительственный «Портал прозрачности» (transparencia.gob.es), где в открытом доступе размещена структурированная по разделам подробная официальная информация о деятельности госорганов: субсидиях, госзакупках, заработных платах госслужащих от директоров департамента и выше, бюджетах госучреждений и их недвижимом имуществе, статистика госуслуг и т.д. (в общей сложности - свыше 500 тысяч документов). Часть информации доступна только по запросу через специальные электронные формы на сайте.

Законом также установлены принципы добропорядочного управления и кодекс поведения государственных служащих. В частности, деятельность этой категории граждан должна основываться на соображениях беспристрастности и общественного интереса и быть свободной от факторов, отражающих личные, семейные, корпоративные, клиентские или какие-либо другие интересы. 

Кроме того, им запрещено принимать подарки или услуги, выходящие за рамки общепринятой вежливости, а также участвовать в отношениях, которые предполагают конфликт интересов с занимаемой ими государственной должностью.

30 марта 2015 г. принят Закон № 3/2015 «О контроле за деятельностью высших должностных лиц государственного уровня» (высшими должностными лицами считаются: члены Правительства, государственные секретари и их заместители, руководители генеральных секретариатов, дипломатических представительств Испании в зарубежных государствах и при международных организациях, представители Правительства в автономных сообществах и ряд других руководителей центральных органов власти и предприятий с государственным участием). 

Данный нормативный правовой акт запрещает вышеуказанной категории госслужащих работать по совместительству в частных компаниях или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Введено ограничение на представительские расходы и установлен контроль за доходами и состоянием имущества. После завершения службы имущество государственных служащих (движимое и недвижимое), а также финансовые активы, должны быть подвергнуты проверке на предмет выявления возможных незаконных источников дохода.

Италия

Для придания больших возможностей ознакомления с тем, что делает государство в сфере борьбы с коррупцией, 14 мая 2013 г. парламент одобрил постановление № 33, которое на обязательной основе предписывает размещение рубрики «Прозрачность, гласность и антикоррупционная деятельность» на сайтах всех официальных органов государственной власти.

Антикоррупционное ведомство Италии наладило прочные связи с учебными заведениями страны в целях проведения профилактической работы в данной сфере. Указ Президента от 15 марта 2010 г. предусматривает «продвижение культуры законности и уважения ценностей, относящихся к различным сферам социальной жизни» в ходе обучения молодежи в профессиональных и технических училищах.

Одновременно итальянцы уделяют внимание данному вопросу в высших учебных заведениях на занятиях по «гражданству и конституции» (Закон № 168-08). Ставка делается на то, чтобы «на основе стремления к социальной сплоченности в культурно-территориальном контексте определить ответственные с точки зрения общества и государства коллективные модели поведения, которым необходимо обучать молодежь, чтобы из нее выросли граждане с ответственной и активной гражданской позицией, осознающие свои права и обязанности перед обществом, в том числе в вопросе борьбы с коррупцией».

Сообщить о фактах коррупции в Италии можно в антикоррупционное ведомство по электронной или обычной почте, а также по специально выделенному номеру «горячей линии».

Казахстан

В Республике Казахстан создана соответствующая нормативно-правовая база, которая регулярно обновляется и расширяется. Основополагающим документом   является Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. № 267 «О борьбе с коррупцией».

В марте 2008 г. Президент Республики Казахстан поручил разработать Программу партии «10 шагов по борьбе с коррупцией».

В настоящее время также действуют: Указ Президента Республики Казахстан от 22 апреля 2009 г. «О дополнительных мерах борьбы с преступностью и коррупцией»,   Закон   Республики   Казахстан   от   28   августа   2009   г. №   191-IV  «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями на 10 июня 2014 г.), Закон 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией», «Отраслевая программа по противодействию коррупции на 2011-2015 гг.» (это уже пятая по счету антикоррупционная госпрограмма), Комплексный план противодействия «теневой» экономике на 2013-2015 гг.

В новом Уголовном кодексе Республики Казахстан, принятом в 2014 г., расширен перечень коррупционных преступлений, ужесточена ответственность за совершение коррупционных преступлений (лишение свободы до 15 лет либо штраф в размере до 80-кратной суммы взятки с обязательной конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать определенные должности).

Кроме того, ведут определенную работу против коррупции такие структуры, как Комиссия при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией, Антикоррупционный комитет партии «НурОтан», Республиканский совет и общественные советы по борьбе с коррупцией при партии «НурОтан», общественная организация «Общенациональное движение против коррупции «Жанару», в рамках которой создан Антикоррупционный журналистский клуб, Комитет общественного контроля и борьбы с коррупцией.

В целях организации взаимодействия и координации усилий с другими странами и международными организациями в области борьбы с коррупцией Казахстан в 2008 году ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции. Подписано 19 соглашений о противодействии коррупции с правительствами Румынии, Польши, ОАЭ, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции, Египта, Франции, стран СНГ. Также Казахстан принимает активное участие в реализации Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), является участником программы ОЭСР «Сеть по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии». Практически завершена подготовка к вступлению Казахстана в Группу государств против коррупции (ГРЕКО) Совета Европы.

В 2013 году Казахстан присоединился к Соглашению об учреждении   Международной антикоррупционной академии (центр передового опыта, образования, профподготовки и научных исследований в сфере борьбы с коррупцией).

Правительство Республики Казахстан предприняло ряд антикоррупционных мер: разработаны соответствующие нормативно-правовые акты, повышено качество предоставляемых государственными органами услуг гражданам путем их стандартизации, регламентации и контроля, оптимизирована работа «электронного правительства» и обслуживания населения по принципу «одного окна» через центры обслуживания населения (ЦОН).

Канада

Правовую основу антикоррупционного механизма в Канаде составляют положения Уголовного кодекса страны, а также подписанные и ратифицированные международные документы по борьбе с коррупцией, в том числе Конвенция ООН против коррупции.

Заслуживает внимание национальный Закон «О коррупции иностранных государственных должностных лиц», который вступил в силу в феврале 1999 года и практически ежегодно обновляется.

В 2008 году Королевской конной полицией Канады было создано специальное подразделение по борьбе с международной коррупцией в Оттаве и Калгари. Его деятельность направлена на выявление, расследование и пресечение случаев подкупа, присвоения чужих финансовых средств и отмывания денег. Объектами мониторинга являются канадские и иностранные государственные служащие и их деятельность, связанная с «решением вопросов или обеспечением решения вопросов» в рамках выполнения служебных обязанностей. При этом в законе под бизнесом подразумевается не только извлечение прибыли, а также некоммерческая и благотворительная деятельность. 

Киргизия

В Киргизии принята Государственная стратегия антикоррупционной политики, в которой серьезное внимание уделено борьбе с политической и системной коррупцией.

В 2012 году была принята новая редакция Закона «О противодействии коррупции», детализирующая основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Совсем недавно внесены изменения в Уголовный кодекс Киргизии, согласно которым срок давности не применяется по статьям, предусматривающим такой состав преступлений, как «коррупция» и «злоупотребление должностным положением». В соответствии с рекомендацией ФАТФ и Конвенцией ООН против коррупции, которую ратифицировала Киргизская Республика, Закон «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» дополнен положением антикоррупционного характера.

Кроме того, изменения антикоррупционного характера были внесены в ряд других нормативно-правовых актов, например, в Закон «О госзакупках» в части установления запрета на участие в тендерах, финансируемых за счет государственных средств, поставщиков (подрядчиков), учредителями и участниками которых выступают лица, занимающие политические государственные, муниципальные, специальные государственные должности, а также посты в органах прокуратуры и других правоохранительных органах, и их близкие родственники.

Китай

Борьба с коррупцией стала важной составляющей идеологии Коммунистической партии Китая (КПК) и одним из ключевых направлений работы правоохранительных органов. «Нулевая терпимость» к коррупционерам призвана укрепить общественную поддержку политики руководства страны и повысить эффективность экономики.

Ключевую роль в координации борьбы с коррупцией выполняет Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины (ЦКПД), секретарем которой в настоящее время является член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ван Цишань. Один из заместителей секретаря ЦКПД традиционно возглавляет Министерство контроля и Государственное управление по предотвращению коррупции (ГУПК). ГУПК осуществляет мониторинг, организует инспекционную работу, участвует в подготовке соответствующих законопроектов, определяет меры, необходимые для противодействия коррупции, занимается вопросами пропаганды в этой сфере.

Законодательная база, которой руководствуются китайские правоохранительные органы в антикоррупционной деятельности, включает Уголовный кодекс, разъяснения Верховного народного суда, законы «Об административном контроле», «О недобросовестной конкуренции», «О борьбе с отмыванием денег», постановления Государственного совета (правительства) КНР и подведомственных ему органов. 

Кроме того, так как коррупционные расследования правоохранительных органов, как правило, следуют за взысканиями по партийной линии, особое значение представляют внутрипартийные нормы и положения - «Правила КПК о дисциплинарных наказаниях», «Кодекс этичного поведения руководящих кадров КПК», «Правила ЦКПД о запрете извлечения противозаконной выгоды посредством злоупотреблений служебными полномочиями» и т.д.

Партийные организации центральных ведомств и региональных правительств следят за ознакомлением и выполнением своими членами соответствующих указаний. Важную роль в воспитательном процессе выполняют партийные школы.

После состоявшегося в ноябре 2012 г. 18-го съезда КПК дисциплинарные инструкции были дополнены. Центральной директивой стали «Восемь положений об улучшении стиля работы и поддержании тесных связей с массами», принятые Политбюро ЦК КПК в декабре 2012 г. Данный документ фактически обновил кодекс поведения партийцев. В ряде провинциальных парткомов на его основе были подготовлены свои нормативные документы, включившие дополнительные дисциплинарные меры.

С июня 2013 г. по сентябрь 2014 г. в Китае проводилась кампания по утверждению «линии масс», направленная на активизацию диалога между руководством партии и ее активом, партийными кадрами и населением. В значительной степени она основывалась на «восьми положениях». Упор был сделан на искоренении т.н. «четырех поветрий» - формализма, бюрократизма, гедонизма и расточительства. По итогам кампании на несколько десятков тысяч членов партии были наложены дисциплинарные взыскания, закрыты сотни строительных проектов, произошло значительное сокращение парка служебных автомобилей, расходов на протокольные мероприятия и зарубежные поездки.

Антикоррупционная деятельность в Китае поставлена на плановую основу. В декабре 2013 г. ЦК КПК утвердил очередной пятилетний план по борьбе с коррупцией. Антикоррупционное воспитание обозначено в нем в качестве одного из главных элементов образовательных курсов для партийных кадров и государственных чиновников. Внимание акцентируется на знании законов, укреплении дисциплины, повышении моральных качеств и изучении типовых случаев коррупции.

Воспитание молодежи, будущих государственных служащих и партийных функционеров также осуществляется по линии комсомольских структур. Нормативной базой служат соответствующие циркуляры, поступающие из ЦК китайского комсомола. Занятия включают изучение марксистской идеологии, законодательства, базовой этики, традиционных китайских добродетелей.

Ряд просветительских программ, посвященных вопросам коррупции и ориентированных на воспитание высоконравственных качеств нового поколения граждан, был разработан для детей. Они были апробированы Министерством образования КНР в некоторых провинциях и крупных городах в форме семинаров, лекций, практикумов и дистанционного обучения.

Образовательные антикоррупционные программы в КНР также реализуются по линии общественных организаций, например, Всекитайской федерации женщин. Они ориентированы на противодействие коррупции через семью. 

Мексика

27 мая 2015 г. Президент Мексики Э. Пенья Ньето издал указ о проведении в стране конституционной реформы с целью создания Национальной антикоррупционной системы.

По мнению властей, эти коренные преобразования призваны дать обществу сигнал о нулевой терпимости к коррупции, улучшить инвестиционный и бизнес-климат в стране, а также повысить доверие граждан к институтам государственной власти и увеличить эффективность реализации социальных программ и развития инфраструктуры.

Пакет документов по антикоррупционной реформе состоит из 7 элементов:

1) Закона о Национальной антикоррупционной системе;

2) Закона об ответственности государственных служащих;

3) Органического закона о Федеральном суде по административному правосудию;

4) реформирования Органического закона о федеральном государственном управлении;

5) закона о фискализации, отчетности и фискальной координации;

6) реформирования Уголовного кодекса;

7) реформирования Закона об антикоррупционной прокуратуре.

Национальная антикоррупционная система станет координирующей инстанцией между местными и федеральными органами власти, будет иметь широкие полномочия по предотвращению, обнаружению и наказанию административных правонарушений и преступлений в сфере коррупции. В Координационный комитет войдут представители следующих ведомств: Министерства государственной службы, Совета федерального отправления правосудия, Верховной счетной палаты Федерации, Федерального суда по административному правосудию, Национального института транспарентности, доступа к информации и защиты персональных данных, Комитета гражданского участия, а также Прокуратуры по вопросам борьбы с коррупцией.

Среди ключевых моментов реформы необходимо отметить следующие:

Расширение и укрепление полномочий Верховной счетной палаты Федерации, которая сможет проводить ревизию в реальном времени, а также осуществлять аудиторские проверки предыдущих фискальных периодов. Кроме того, впервые в истории Верховная счетная палата наделяется правом отслеживать судьбу выделяемых штатам и муниципалитетам федеральных средств, а также получаемых государственными и частными траст-компаниями федеральных финансовых ресурсов.

Таким образом, Счетная палата становится высшим фискальным органом с мандатом конституционного уровня и наделением права проводить ревизию всех государственных федеральных расходов.

Создается Федеральный трибунал административного правосудия. В его компетенцию будет входить наложение санкций на госслужащих и частных предпринимателей. Данный орган будет обладать полной автономией.

Назначение главы Министерства госслужбы будет ратифицироваться Сенатом.

Создается алгоритм принятия вспомогательных антикоррупционных законов. Парламенту дается один год на принятие Генерального закона об основах координации новой Антикоррупционной системы. Федеральные депутаты и сенаторы наделяются полномочиями по определению компетенции каждого органа в сфере борьбы с коррупцией.

Создается Комитет гражданского участия, в составе которого 5 заслуженных граждан Мексики, которые внесли существенный вклад в борьбу с коррупцией.

Любой гражданин сможет подать на рассмотрение в Палату депутатов донесение о преступлении в сфере коррупции (при этом должны быть представлены соответствующие доказательства).

Непал

В Непале разработана новая Стратегия деятельности по предупреждению и противодействию коррупции на период с 2014 по 2019 годы.

Программный документ состоит из двух частей. В первой части Стратегии проведен анализ масштабов распространения коррупции в государстве, сформулированы предложения по месту, роли и задачам работы Комиссии по расследованию преступлений, связанных со злоупотреблениями властью, в указанный период времени, определена терминология и намечены концептуальные основы «обуздания» коррупции в Непале. Вторая часть посвящена непосредственно ведомственной антикоррупционной стратегии Комиссии.

Данная Комиссия должна взять на себя ведущую роль и ответственность по координации национальной политики и практической реализации мер по борьбе с коррупцией.

Нидерланды

Специального нормативно-правового акта, который бы регулировал продвижение антикоррупционных стандартов поведения среди населения, в Нидерландах нет. Соответствующие ориентиры, как правило, включаются в документы программного характера, принимаемые кабинетом министров или иными органами власти и опирающиеся на уже действующее законодательство, а также международно-правовые обязательства Нидерландов в сфере борьбы с коррупцией.

Так, в 2005 г. министрами юстиции и внутренних дел Нидерландов от имени кабинета министров была представлена так называемая «Нота о борьбе с коррупцией» - программный документ, содержащий описание приоритетных направлений правительственной политики по борьбе с коррупцией и во многом представляющий собой реакцию на подготовленный независимыми экспертами доклад о проблемах в этой сфере (подготовка последнего, в свою очередь, была заказана министерством юстиции, среди прочего, во исполнение рекомендаций ГРЕКО).

Одним из важных инструментов предупреждения коррупции в Нидерландах - на что, среди прочего, указывалось в Ноте о борьбе с коррупцией 2005 г. и ряде других программных документов,  -  является так называемая  «политика честности и неподкупности», которая подразумевает выработку мер, направленных на предотвращение злоупотребления властью, конфликта интересов и дискриминации, а также обеспечение неподкупного поведения государственных служащих, лиц, занимающих политические должности, и представителей частного сектора.

Статья 125 Закона Нидерландов о государственной службе возлагает на все государственные органы обязанность по выработке собственной «политики честности и неподкупности», стандарты которой, как правило, включаются в кодексы поведения для чиновников.

Министерством внутренних дел и взаимоотношений внутри Королевства разработан типовой кодекс поведения для служащих государственного сектора, который может служить в качестве основы для создания «отраслевых» кодексов поведения. Совместно с Ассоциацией голландских муниципалитетов и Ассоциацией провинций Нидерландов данным Министерством также разработан модельный кодекс для лиц, занимающих должности на муниципальном и провинциальном уровнях. При этом Закон о государственной службе также обязывает все государственные органы ежегодно предоставлять отчет о реализации «политики неподкупности».

Для поддержания общественно-политической дискуссии по вопросам выработки различными институциями политики честности и неподкупности, а также для аккумуляции знаний и наработок на этом направлении, Министерством учреждено «Бюро по продвижению честности и неподкупности в публичном секторе», которое является независимым институтом, призванным способствовать приведению в действие политики честности и неподкупности в (полу)государственном секторе путем создания площадки для обмена знаниями, проведения исследований, лекций, курсов, ведения тематического веб-сайта и т.п.

Вместе с тем правительственными органами проводятся разнообразные проекты, нацеленные на повышение социальной ответственности бизнеса. При участии ряда министерств разработано специальное руководство для голландских предпринимателей «Честный бизнес», в котором доступным языком излагается информация о способах предотвращения коррупции, в том числе за рубежом, и законодательстве в этой сфере.

Ряд инициатив по повышению осведомленности о проблеме коррупции в публичном и частном секторах осуществляется также в контексте имплементации Нидерландами Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 г. Работа на этом направлении, среди прочего, ведется диппредставительствами Нидерландов за рубежом, которые стимулируют соблюдение стандартов Конвенции активным на иностранных рынках голландским малым и средним бизнесом на базе разработанных МИД Нидерландов руководств для осуществления информационно-разъяснительной работы по данной тематике.

Норвегия

В Норвегии действует довольно жёсткое законодательство в сфере противодействия коррупции, страна активно участвует в соответствующих международных механизмах и имеет в целом положительную динамику в борьбе с коррупцией.

В числе основных направлений антикоррупционной работы можно отметить контроль правонарушений, связанных с деятельностью норвежского бизнеса в странах с высоким уровнем коррупции, а также выработку мер для уменьшения теневой доли в экономике страны.

В главе 26 Уголовного кодекса «Мошенничество, злоупотребление доверием и коррупция» подробно регламентируются вопросы наказания за коррупционную деятельность. В соответствии с § 276а Уголовного кодекса наказуемым деянием является получение выгоды для себя или другого лица с использованием своего служебного положения или в связи с выполняемой работой/заданием, либо предложение подобной выгоды лицу, занимающему определенную должность или выполняющему работу/задание. Таким образом, наказанию подлежат как тот, кто получает взятки, так и тот, кто их предлагает. Преступления такого рода являются наказуемыми независимо от места работы виновного - в государственном, муниципальном или частном секторе.

Совершение акта коррупции норвежским гражданином за пределами Норвегии также наказуемо.

Уголовный кодекс особо выделяет «тяжкие» случаи коррупции. В соответствии с § 276b при определении коррупции как «тяжкой» внимание уделяется, в частности, тому, «совершено ли деяние государственным чиновником или по отношению к государственному чиновнику, или иным лицом, подорвавшим особое доверие, вытекающее из его служебного положения, выполняемой работы или задания, привело ли оно к получению значительной экономической выгоды, имелся ли риск причинения значительного экономического или иного вида ущерба, были ли зарегистрированы недостоверные сведения в финансовых отчетностях, имелась ли недостоверная финансовая документация или недостоверный годовой финансовый отчёт». Если за акт коррупции, определяемый в § 276а, виновный может быть наказан денежным штрафом или лишением свободы на срок до трёх лет, то «тяжкая» коррупция (как и соучастие в ней) карается лишением свободы на срок до 10 лет.

Меры по борьбе с коррупцией и разработку соответствующего законодательства координирует Министерство юстиции и по чрезвычайным ситуациям Норвегии. Оно же совместно с МИД и подведомственным ему Директоратом по оказанию помощи развивающимся странам (НОРАД) отвечает за международное сотрудничество в этой области.

Центральную роль в расследовании преступлений, связанных с коррупцией в Норвегии, играет Национальная прокурорская служба по расследованию преступлений в экономической и природоохранной сферах (Экокрим).

К противодействию коррупции в ряде случаев также подключаются Финансовый надзор (подчинён Министерству финансов, отслеживает соблюдение законов и правил в сфере финансовых услуг, заключение финансовых договоров, информируя Экокрим и/или полицию о подозрительных сделках), Налоговая служба, Таможенная служба, Биржа г. Осло, Инспекция по надзору за соблюдением законодательства в области конкуренции, Государственная служба по вопросам труда и благосостояния.

С 2005 г. в Норвегии действуют определённые правила перехода в частные предпринимательские структуры для чиновников, включая министров, а также для бизнесменов - при их приходе во властные структуры. В ряде случаев применяется «карантин» для подобных переходов (сроком до полугода). Соответствующее решение принимается самим работодателем, а в случаях, когда речь идёт о министрах и их заместителях, - независимой Комиссией по «карантину».

Начиная с 2004 г. в стране действует кодекс этического характера, предотвращающий инвестирование средств норвежского Государственного пенсионного фонда - Глобал в компании, которые причастны к коррупции, нарушениям прав человека или деятельности, наносящей вред окружающей среде. Соответствующие вопросы входят в компетенцию назначаемого Королем Совета по этике при вышеназванном фонде.

Осло является участником Конвенции ООН против коррупции 2003 г., Конвенций Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г. и др., входит в состав структур, противодействующих коррупции, активно поддерживает соответствующие международные инициативы, оказывает содействие развивающимся странам в их усилиях по решению этой проблемы.

Норвегия активно участвует в деятельности Группы государств по борьбе с коррупцией при Совете Европы (ГРЕКО). В апреле 2013 г. она первой из  49 участников ГРЕКО успешно выполнила все рекомендации так называемого третьего оценочного раунда (стартовал в 2009 г.). В частности, норвежцы привели в полное соответствие с Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию главы своего Уголовного кодекса.

Норвегия входит в так называемую международную «сеть охотников за коррупционерами», в рамках которой происходит обмен мнениями и опытом представителей прокуратур и судов. Страна вносит финансовый вклад в её деятельность и поддержание её секретариата на базе НОРАД.

Пакистан

Основными нормативно-правовыми актами, направленными на борьбу с этим негативным социальным явлением, в Пакистане являются: Уголовный кодекс, Закон о противодействии коррупции, Указ об ответственности за финансовые правонарушения (1999 г.).

Непосредственная борьба с коррупцией возложена на Национальное управление по борьбе с коррупцией и финансовыми правонарушениями. Содействие в этом также оказывают Федеральное управление по доходам и Агентство по расследованиям.

В пакистанских провинциях работают специальные антикоррупционные учреждения. Рассмотрением коррупционных дел в Пакистане занимаются специальные суды, сформированные на основе Указа об ответственности за финансовые правонарушения.

В Пакистане работают офисы Генерального аудитора (в обязанности входит финансовая проверка расходов правительства), а также Омбудсмена (рассматривает жалобы граждан на действия властей).

 

США

Институт общественного антикоррупционного надзора в США предусматривает на основе Закона 1966 г. «О свободе информации» (Freedom of Information Act, P.L.89-554) полное или частичное раскрытие ранее засекреченной информации, находящейся в ведении федерального правительства. Данный законодательный акт устанавливает виды документов, подлежащих огласке, детально описывает процедуру их рассекречивания.

По общему правилу у правительственного ведомства есть 20 дней для ответа на запрос, представленный физическим лицом или организацией на основании Закона «О свободе информации». Специально созданные для этих целей отделы в министерствах и ведомствах обязаны разъяснять общественности порядок подачи такого рода запросов (соответствующая информация обычно содержится на веб­сайтах госорганов).

В настоящее время в США действуют десятки неправительственных организаций («Judicial Watch», «Projecton on Government Oversight», «Global Integrity», «Government Accountability Project» и др.), главная задача которых заключается в разоблачении коррупции.

Эти организации отслеживают финансовые пожертвования на избирательные кампании политиков. В соответствии с действующим в США законодательством предвыборные комитеты кандидатов и политических партий обязаны периодически представлять в Федеральную избирательную комиссию доклады о своих финансовых источниках и расходах. Помимо этого, законодательство требует указывать спонсоров любой телевизионной политической рекламы, агитирующей за конкретного кандидата на выборах федерального уровня. Аналогичные правила действуют во многих штатах применительно к местным выборам.

Институт осведомительства занимает значительное место в выявлении финансовых и коррупционных правонарушений. Доносители законодательно защищены от мести или иного воздействия по службе, что способствует развитию данной формы противодействия коррупции.

Законом «О гражданских инициативах» 1989 г. (Whistleblower Protection Act, P.L.101-12) запрещается увольнение, дискриминация или другие репрессивные действия в отношении работника федерального органа власти, который сообщил о действительном или предполагаемом нарушении закона своему работодателю, правоохранительным органам, СМИ или общественной организации (предусматривается также защита интересов работодателя от недобросовестных информаторов).

За свою антикоррупционную активность американцы могут получить денежное вознаграждение. Еще в 1863 г. был принят закон «О фальсификации правопритязаний» (False Claims Act), позволивший гражданам, подозревавшим правительственных подрядчиков и чиновников в обмане государства, подавать против них иск в суды. При этом в случае выигрыша дела бдительный гражданин получал часть (15-25%) присужденного судом возмещения убытков. Эта практика распространена до сих пор.

Таиланд

Национальной антикоррупционной комиссией Таиланда (НАК) разработана и одобрена стратегия по борьбе с коррупцией, включающая в себя четыре направления.

В рамках первого блока этико-ценностных задач разрабатываются меры по внедрению в массовое сознание философии «самодостаточной экономики», предполагающей умеренность потребления, по продвижению морального поведения, принципов непримиримости к казнокрадству и самоконтроля. В средних школах вводятся дополнительные занятия по антикоррупционному мышлению, ведется подготовка учителей, которые по задумке должны служить для молодого поколения моделью порядочности и дисциплины. В рамках данного направления работы предполагается мониторинг уровня этического развития на базе образовательных учреждений, а также создание школьных центров этики.

Второе направление предполагает выработку пошагового и всеохватывающего PR-плана по сбору статистики и исследовательских данных,  касающихся коррупции, а также по продвижению антикоррупционного мышления в СМИ. В рамках плана предусматривается создание каналов, дающих возможность быстрого и безопасного информирования населением правоохранительных органов о фактах коррупции, а также разработка инициатив по поощрению информаторов. 

В рамках третьего направления планируется одновременно усилить независимость НАК и повысить координацию ее деятельности с другими правоохранительными ведомствами Таиланда. Предполагается постепенная децентрализация антикоррупционных ведомств и усиление ячеек по борьбе с коррупцией на местном уровне. Также ставятся цели по усилению внутреннего и внешнего аудита в НАК и государственных органах, по расширению числа служащих в правоохранительных органах из частного сектора, совершенствованию нормативно-правовой базы по борьбе с казнокрадством. В настоящий момент борьба с коррупцией в Таиланде регулируется Законом о борьбе с коррупцией от 1999 г., Законом о преступлениях, касающихся проведения тендеров от 1999 г., а также Законом о управлении активами от 2000 г. В этом же контексте предпринимаются меры по разработке механизмов, препятствующих готовности частных структур давать взятки, вводятся количественные индикаторы эффективности антикоррупционных мер. Одной из ключевых задач по данному направлению является совершенствование практики оценки движимых и недвижимых активов чиновников и политиков с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В рамках содействия международному сотрудничеству в области борьбы с коррупцией планируется усилить координацию по линии экстрадиции правонарушителей и мер по возвращению активов, обеспечить участие НАК в международных профильных ассоциациях и расширить техническое взаимодействие с профильными ведомствами других стран. Таиланд имеет меморандумы о взаимопонимании с Управлением ООН по наркотикам и преступности, профильными ведомствами Египта, Малайзии, Индонезии, Сингапура и Брунея.

Наконец, по четвертому направлению – в отношении подготовки кадров в области противодействия коррупции – предпринимаются действия по продвижению Кодекса поведения во всех правоохранительных органах Королевства, принятию ими ежегодных планов и графиков работы по развитию потенциала служащих в части антикоррупционного поведения и открытию внутриведомственных центров, на что выделяется государственное финансирование. 

В рамках стратегии предполагается открытие ИКТ-центра по сбору и хранению информации, имеющей отношение к теме борьбы с коррупцией.

Франция

Во Франции отмечаются три основные категории коррупции:

- дача комиссионных за получение государственных контрактов и подрядов;

- взносы в фонды политических партий взамен за встречные выгоды,

- подкуп иностранных чиновников для получения выгодных контрактов и подрядов за рубежом.

Основными структурами во Франции, работающими на антикоррупционном направлении, являются:

- Центральная служба по предупреждению коррупции (Service central de prevention de la corruption/SCPC), которая осуществляет систематический мониторинг ситуации в области коррупции в стране и за рубежом, готовит ежегодные отчеты по наиболее острым проблемам, направляемые в заинтересованные официальные инстанции (Администрация Президента, Председатель Правительства, профильные министерства, Счетная палата, Сенат, Национальное Собрание). Указанные отчеты носят публичный характер и размещаются на сайте службы в «Интернете».

Основной задачей службы является выявление наиболее чувствительных областей, связанных с возможными проявлениями коррупции и, соответственно, «узких» мест в законодательстве, которые требуется устранить. В ее функции входит также предупреждение случаев коррупции во взаимоотношениях государства с коммерческими структурами. С этой целью служба тесно взаимодействует с государственными и региональными органами, профессиональными и отраслевыми объединениями и крупным бизнесом, готовя по их заказу аналитические материалы, давая соответствующие рекомендации по предупреждению и борьбе с коррупцией и организуя профильное обучение;

- Главная дирекция конкуренции (Direction generate de la concurrence) Министерства экономики, восстановления производственного потенциала и цифровой отрасли Франции. Среди многочисленных полномочий данного подразделения - выявление практики возмездного оказания услуг, передачи подарков, создание и резервирование монопольных позиций;

- Министерство юстиции, которое мобилизует прокурорскую систему посредством циркулярных указаний, направленных на уголовное преследование коррупции;

- национальная полиция, участвующая в борьбе с коррупцией в сотрудничестве с другими компетентными органами. В ее составе учреждено специализированное бюро по борьбе с коррупцией (l'office anticorruption de la police judiciaire);

- парламент Франции, полномочиями которого предусмотрен общий парламентский надзор со стороны обеих палат (Национального собрания и Сената) за соблюдением национальных законов с точки зрения их соответствия правовой системе в целом, исполнения и эффективности в ходе подготовки ежегодных докладов по этому вопросу профильными комиссиями (по законодательству и по финансам).

Вместе с тем более эффективным инструментом парламентского контроля является практика создания комиссий ad hoc по расследованию конкретных случаев коррупции (по случаям коррупции, получившим общенациональный или международный резонанс);

Значительную роль в противодействии коррупции во Франции играют общественные организации.

Так, в 2002 г. была создана общественная ассоциация «Антикор», которая видит свою основную задачу в пожизненном отстранении от участия в политической жизни лиц, осужденных за коррупцию. Она разработала свою антикоррупционную Хартию, которая пока не получила широкой поддержки, т.к. указанный документ налагает серьезные этические обязательства на депутатов.

Французское отделение неправительственной организации «Транспэренси интернешнл» регулярно публикует все известные случаи международной коррупции, готовит обзоры законодательств и правоприменительной практики в разных странах, а также всемирную классификацию стран по уровню коррумпированности. Основная заявленная задача организации - привлечение внимания широкой общественности к проблеме коррупции с целью мобилизации государственных и частных институтов для борьбы с ней, а также деятельность по предупреждению этого явления путем выработки и распространения конкретных рекомендаций и прямого сотрудничества с предприятиями и органами государственного управления. НПО проводит свою работу на основе трехлетних планов действий, оперативных планов антикоррупционных мероприятий, публикует ежегодные отчеты;

Отраслевые ассоциации и объединения, в том числе «Движение предприятий Франции», Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса и Объединение торгово- промышленных палат Франции, взаимодействуют с профильными государственными ведомствами, занимающимися борьбой с коррупцией, ведут разъяснительную работу со своими членами, разрабатывают и внедряют отраслевые этические нормы и стандарты предупреждения и борьбы с коррупцией на предприятиях.

Франция провозглашает принцип свободы личности и невмешательства во внутренние дела других лиц как абсолютный приоритет. Эту позицию подкрепляют положения национального законодательства в части защиты профессиональной тайны. Статья 40 Уголовно-процессуального Кодекса Франции требует от граждан инициативно предоставлять информацию о совершенных или готовящихся преступлениях, но не о личностях преступников. Отсюда слабое распространение во Франции системы «whistieblowing» (обязательного доносительства), получившей широкое распространение в англо-саксонских странах во многом благодаря материальной заинтересованности доносителей.

ЮАР

Южноафриканское  антикоррупционное законодательство сформировано, в основном, следующими актами: «Законом о предотвращении и борьбе с коррупцией» 2004 г. (объявляет коррупцию уголовным преступлением и регламентирует наказание, облегчая, таким образом, судопроизводство по коррупционным делам), а также «Законом о предотвращении организованной преступности» 1998 г. и «Законом о Национальном управлении прокурорского надзора» 1998 г.

Кроме того, принят целый ряд законов, направленных на борьбу с отдельными видами преступлений, включая коррупционные правонарушения, в различных областях деятельности. В их числе: «Закон об управлении государственными финансами» 1999 г. и «Закон об управлении муниципальными финансами» 2003 г. (регулируют и контролируют расходы правительства и органов местного самоуправления с целью предотвращения нецелевого и неподотчетного расходования государственных финансов, предотвращают коррупционные действия при закупках на государственном и муниципальном уровнях), «Закон о защищенных разоблачениях» 2000 г. (регулирует процедуру защиты работников, раскрывших информацию о коррупционной деятельности на рабочем месте), «Закон о компаниях» 2008 г. (предусматривает меры по профилактике коррупции и защите лиц, предоставивших информацию о коррупционных правонарушениях в частном секторе).

В 2004 г. ЮАР ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, в 2005 г. - Конвенцию Африканского союза о предотвращении коррупции и борьбе с коррупцией, в 2007 г. - Конвенцию ОЭСР по борьбе с взяточничеством.

Применительно к проблематике антикоррупционного воспитания граждан немаловажен аспект криминализации южноафриканским законодательством как взяткополучателя, так и взяткодателя. При этом обещание и предложение взятки в ЮАР также полностью криминализировано - взяткодатель может быть обвинен в коррупции не только после передачи взятки, но и после ее предложения или обещания, а взяткополучатель считается преступившим закон не только после получения взятки, но и после просьбы о взятке (статья 3 «Закона о предотвращении и борьбе с коррупцией»).

Важной частью антикоррупционного воспитания для широких слоев южноафриканского общества является донесение до потенциальных взяткодателей информации о том, что уже само обсуждение возможности дачи взятки за совершение или не совершение какого-либо действия иным лицом, находится вне закона.

Основываясь на данной правовой базе, в ЮАР ведется широкая кампания по борьбе с «коррупционной культурой» с подключением правоохранительных органов, СМИ и иных институтов гражданского общества антикоррупционной направленности. Применяются различные формы обучения граждан основам антикоррупционной правовой культуры, в т.ч. с помощью социальной рекламы и размещения соответствующей информации на рабочих местах.

 

Официальный интернет-ресурс Министерства юстиции Российской Федерации.