Вы здесь

Народная экспертиза

/Российская газета.ru/

Министерство юстиции России опубликовало для антикоррупционной экспертизы проект постановления правительства, обязывающий выносить на общественное обсуждение планы федеральных целевых программ.

В перспективе обсуждение подобных проектов будет проходить на едином портале, который планируется создать весной будущего года. Там же соберут воедино все проекты нормативных правовых актов, разработанные ведомствами.

Но если общественное обсуждение законопроектов давно идет, федеральные целевые программы до сих пор не подлежали народной экспертизе. По сути это масштабные государственные проекты по развитию чего-либо в какой-нибудь сфере. Допустим, в сфере образования. Или - правосудия. Например, сейчас реализуется федеральная целевая программа "Русский язык (2011 - 2015 годы)" по поддержке нашего великого и могучего, в том числе - его продвижению за рубежом. Общий объем финансирования программы - 2526,66 миллиона рублей, из них 2179,1 миллиона за счет федеральной казны. Остальное доплатят региональные бюджеты и внебюджетные источники.

Пример дан для наглядности. Программ у нас много, везде звучат крупные суммы, подчас астрономические. Но и задачи ставятся стратегического масштаба. Если вдуматься, на них никаких денег не жалко, лишь бы расходовались с умом и общей пользой.

До сих пор обсуждение целевых программ было чисто чиновничьим искусством. Вряд ли для кого-то секрет, что отдельные столоначальники, порой, были заинтересованы не в пользе дела, а хорошем финансировании. Кажется, в просторечье это называется "сесть на финансовые потоки". При такой системе ответственные лица иногда путали свой интерес с государственным. Их надо избавить от такого соблазна. Чтобы программы работали более эффективно, к обсуждению необходимо подключать гражданское общество: народ своей пользы не упустит.

План минюста предусматривает две формы общественного обсуждения. Первое: проекты целевых программ должны обсуждаться на общественном совете, образованном при федеральном органе исполнительной власти - разработчике документа с обязательным участием представителей общественных организаций предпринимателей.

Второе: проекты необходимо будет размещать в Интернете - либо на официальном сайте ведомства-разработчика, либо на специально созданном для этих целей сайте. Срок общественного обсуждения в Сети должен быть не менее 60 дней. По результатам общественного обсуждения проекта государственной программы ответственный исполнитель готовит справку об учете поступивших замечаний и предложений. Если какие-то предложения отклонены, причины надо будет пояснить. Такая справка направляется в пакете материалов вместе с проектом государственной программы в министерство экономического развития России.

Оно в свою очередь будет проводить оценку, насколько обоснованно были учтены или отклонены замечания и предложения из народной среды. В целом же общественная экспертиза целевых программ дополнит существующую систему народного обсуждения проектов нормативных правовых актов, которая сейчас активно развивается.

Как сообщило на днях минэкономразвития, с 15 апреля 2013 года федеральные органы исполнительной власти начнут проводить общественное обсуждение разрабатываемых нормативно-правовых актов на специализированном едином портале. Соответствующее постановление, говорится в сообщении, ранее подписано премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

"С принятием данного постановления в РФ создается система раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актах и результатах их общественного обсуждения", - отмечает МЭР. Как передает агентство экономической информации Прайм (группа РИА Новости), для размещения исполнительными органами власти информации о подготовке законопроектов создается сайт www.regulation.gov.ru, который с апреля будущего года заработает в штатном режиме. Министерства и ведомства будут обязаны публиковать все свои проекты на этом портале.

Любой посетитель сайта сможет ознакомиться с паспортом проекта акта, в котором, в том числе, будут отражаться ход работы над проектом, отзывы и предложения участников общественного обсуждения, позиции разработчика по ним, поясняет минэкономразвития.

Создание такой системы, убежден замминистра экономического развития Олег Фомичев, повысит качество законодательных инициатив и поспособствует большей открытости деятельности правительства РФ.

Как сообщает Прайм, на минкомсвязь возложена обязанность подготовить и утвердить до 1 марта 2013 года минимальные требования к организации общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов. При этом, согласно правилам, срок общественного обсуждения не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на сайте уведомления о подготовке проекта либо самого документа.

В случае разработки проектов федеральных конституционных законов, законов по общественно важным вопросам, как права и свободы человека и гражданина, охрана правопорядка, проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения общий срок обсуждения проекта должен быть не менее 60 календарных дней. Такой же минимум установлен и для федеральных целевых программ.

В то же время, согласно правилам, ряд нормативных актов не подпадает под новые требования об информационной открытости. В частности, обсуждению не подлежат вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и их исполнения. Вне дискуссионного поля останутся ратификация и денонсация международных договоров, правовой режим государственной границы России, изменение числа мировых судей и количества судебных участков в регионах, а также проекты, содержащие государственную тайну и некоторые другие.

Электронный адрес для направления заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта постановления правительства, подготовленного Минюстом: pr@minjust.ru.

Срок размещения - по 13.09.2012.

Владислав Куликов (блог автора)

04 сентября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).